ГУБЕРНИИ ПОД ПРИЦЕЛОМ

Опубликовано allrf в рубрике Власть

За последние годы стало привычным требование к федеральному центру вернуть прямые выборы глав субъектов Российской Федерации. Хотя власть долгое время не выказывала никакого желания менять заведенный порядок (назначение губернаторов), объясняя свою позицию заботой о поддержании порядка в стране. Довод – мол, опасно вверять выбор главы региона в руки избирателей, которых легко ввести в заблуждение. Но жизнь идет своим чередом, и настало время, правда, с опозданием, вернуться к прямым выборам.
Законопроект о прямых выборах губернаторов был внесен в Госдуму 16 января 2012 г. В первом чтении был принят Госдумой 28 февраля, во втором чтении – 24 апреля, 25 апреля – в третьем. После такого спринтерского темпа (2-го и 3-го чтения в Госдуме) закон быстренько рассмотрел Совет Федерации и, соответственно, подписал президент. Закон вступил в действие с 1 июня 2012 г.

Работа над законом

Депутатская активность была реальной: за два месяца в документ было предложено внести 143 поправки, более половины из которых вошло в окончательную редакцию закона. Принятые поправки фактически вносят ограничительные характеристики. Самая важная среди принятых – введение муниципального фильтра, обязывающего кандидатов в губернаторы заручиться поддержкой от 5% до 10% муниципальных депутатов в 3/4 муниципальных образований региона. Также принята поправка о консультациях президента страны с партиями, выдвигающими кандидатов в губернаторы и с самовыдвиженцами. Президент сам будет проводить консультации, а также определять их необходимость и порядок. Много вопросов в отношении столь щедрых даров главе государства по этой теме со стороны правоведов, но дело сделано.
Согласно документу, кандидаты в главы субъекта могут выдвигаться как от партий, так и самостоятельно. Самовыдвиженцы должны собирать подписи для регистрации – 0,5–2% от всего населения региона, в зависимости от регионального закона. Партийные кандидаты от этой процедуры освобождаются. Избиратели вправе убрать «нелюбимого» главу региона через референдум, хотя отправить его в досрочную отставку можно и в судебном порядке. Оппозиция восприняла закон как сигнал, что власть услышала голос протестующих, что власть идет на модернизацию политической системы не на словах, а на деле. Практически никаких ограничений по кандидатам в законе нет. Принятие законопроекта сопровождалось массой предложенных поправок со стороны оппозиции. «Справедливая Россия» внесла поправку о введении двухлетнего переходного периода, за который нужно переизбрать всех глав российских регионов. Коммунисты предлагали ­ограничить пребывание у власти главы региона двумя сроками. Но главное – вводятся ограничения на пути опальных кандидатов, а также самовыдвиженцев. Сразу же региональным законодателям дается карт-бланш на запрещение вообще самовыдвиженцев на своей территории. И еще ограничение: баллотироваться в губернаторы не смогут лица со снятой или погашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления. Парадокс – избираться депутатом Госдумы и даже Президентом РФ такому лицу не запрещено, но в губернаторы – ни-ни!

Готовность к выборам

Новый закон, определяющий правила формирования региональной власти, по мнению многих, смог создать такую конструкцию, «чтобы на выборы шли самые профессиональные люди, которым доверяет население». По разному называют эту конструкцию эксперты: кто фильтром, который позволит еще до всеобщего голосования отсеять тех претендентов, кому губернаторская ноша не по силам или противопоказана. Можно – страховкой, которая поможет уберечь регион от неквалифицированного управленца. Можно – тем же барьером. Вообще в законе по сути несколько страховочных механизмов, о которых сказано выше. Согласно закону, избираться на пост губернатора смогут граждане, которым исполнилось 30 лет. Интересна судьба губернаторов, которые остались на своих постах. Так, годы, проведенные на губернаторском посту до вступления в действие закона о прямых выборах главы региона, в зачет не пойдут. Губернатор, получивший свой пост по старой схеме (через назначение), через год может добровольно уйти в отставку и, с согласия президента, участвовать в борьбе за руководящее кресло уже по новым, выборным правилам. Со вступлением закона в действие с 1 июня, на основе нововведений состоятся выборы во второе воскресенье октября 2012 года. И они будут проведены в тех субъектах России, полномочия глав которых истекают со дня вступления в силу этого документа и по 31 декабря 2012 года. Выборы пройдут в Брянской, Новгородской, Белгородской и Амурской областях.

Ельцинские губернаторы уходят

Вконце апреля уходящий глава государства сообщил, что за четыре года его президентства губернаторский корпус обновился на 50%. Мы не будем рассуждать, хорошо это или плохо, какие подвижки пошли в том или ином регионе, но одно очевидно – эпоха ельцинских губернаторов уходит. Давайте вспомним, что из губернаторов остались на сегодня Аман Тулеев (Кемеровская область), Олег Королев (Липецкая область), ­Евгений Савченко (Белгородская область). Отдельный разговор о Николае Меркушкине, долгое время возглавлявшем Мордовию. Успехи региона очевидны и заметны, да и сам Меркушкин не отмечен в каких-либо компроматных схемах. Наверняка поэтому его отправили руководить соседней Самарской областью, заменив нашедшего свое место в «Ростехнологиях» Владимира Артякова.

Полноценна ли свобода?

Закон о выборах губернаторов полезен, несмотря на все предусмот­ренные в нем ограничения избирательных процедур. Стоит ожидать, что выборы повысят качество государственного правления на региональном уровне. Однако эффект управленческой реформы ограничивает сохраняющуюся финансовую зависимость регионов от центра. Губернаторы до конца мая включительно назначались сверху, а ведь значительная часть финансирования регионов зависит от правительства. И, конечно, трудно ожидать от такого главы полного следования интересам местного населения.
Прямые выборы, конечно, ставят вопрос подотчетности глав регионов избирателям. Но у федеральных властей по-прежнему остается финансовый рычаг воздействия. Трансферты из федерального бюджета составляют до 27% доходов регионов. Федеральные власти во многом их распределяют по собственному усмотрению, хотя объем рассчитывается на основе различных форм. Желание регионов получить эти субсидии, конечно, влияет на учет ими мнения федерального правительства. Налоги сегодня являются крупнейшим источником финансирования региональных бюджетов. Они обеспечивают 68% доходов. По-прежнему способность регионов устанавливать налоги ограничена федеральным законодательством, когда власти, будь то республика, край или область, не могут единолично определять ставки региональных налогов на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог. В свою очередь, от ряда федеральных налогов также регионы получают свою часть, наиболее важной из которых является налог на прибыль организаций. Немало примеров, когда федеральный центр оказывал давление на того или иного неугодного ему губернатора. Вспоминаю 1996 год, выборы в Кировской области, в которых участвовал действующий глава В. Десятников. Именно в это время от имени федерального центра чиновником с очень известной в стране и сегодня фамилией не осуществлялась ожидаемая финансовая поддержка региона.
Еще до отмены выборов ученые-экономисты подтверждали связь между федеральными трансфертами и политикой властей региона. Уменьшить эту зависимость способна диверсификация экономики с опорой на собственные силы. Конечно, финансовое давление нельзя использовать в долгосрочной перспективе, поскольку тогда меняется отношение населения не только к губернатору, но и к федеральному центру.

Губернаторские страсти

Параллельно с принятием законопроекта Кремль явно спешил с тем, чтобы прямых выборов по новому закону в этом году было как можно меньше. В апреле-мае целый ряд регионов поменял своих глав. Это Ярославская, Костромская, Смоленская, Ленинградская, Самарская, Московская области, Пермский и Ставропольский края, Республики Мордовия и Карелия.
Ожидались изменения и в Калининградской области, но что-то «не срослось».
Формы изменений были разные: от окончания полномочий (как в Московской области) до досрочного прекращения полномочий и прямого переназначения как по горизонтали (из Мордовии в Самарскую область), так и в своем регионе (Республика Бурятия).
Среди глав, которые ушли по причине досрочного прекращения полномочий – и бывший губернатор Костромской области И. Слюняев, оставивший «тяжелое наследство», прежде всего, в региональной экономике, и экс-губернаторы Смоленской и Ярославской областей С. ­Антуфьев и С. Вахруков, и упоминавшийся нами В. Артяков, и экс-губернаторы Ставропольского и Пермского краев В. Гаевский и Ю. ­Чиркунов, а также бывший глава Республики Карелия А. Нелидов. Сюда же относится и губернатор Ленинградской области В. Сердюков. Общее для всех – каждый, несмотря на слухи о возможной отставке, заявлял о желании работать и стремлении доработать в обычном режиме.
Интересна ситуация с отставкой главы Ленинградской области В. ­Сердюкова. Официально срок действия его полномочий истекает аж 9 июля, но Кремль решил поторопиться с выбором нового назначенца, хотя с юридической стороны это, может быть, и не бесспорно.
Какова картина в регионах? Прежде всего, заканчивается время людей с большими армейскими звездами в большой региональной политике – так, покинул свой пост Борис Громов, который занимал его целых 15 лет. По-разному оценивается участие целой плеяды офицеров и генералов в руководстве регионами в 90-е и 2000-е годы, но эти имена остались в современной российской политике. Хотя никто особых успехов на гражданском руководстве не снискал, а скандалов было не перечесть.
Новый губернатор Московской области С. Шойгу резко поменял команду, сократив министров, призвав новых людей в правительство, изменив саму структуру региональной власти. И сразу пошел «в народ». Широкий резонанс получили первые его шаги по ликвидации строительства в роще в подмосковной Балашихе.
Интересен выбор в Самарской области. Практически произошел уникальный случай после губернаторских «зачисток». Николай Иванович Меркушкин – своего рода рекордсмен по показателям голосования в Мордовии за «партию власти». Это первая региональная рокировка. Кстати, пришествие в Самарскую область Н. Меркушкина никто никогда даже не рассматривал. В Мордовии, кстати, за 17 лет руководства Меркушкиным выстроена достаточно стройная и жесткая система голосования, когда постоянно демонстрировались рекордные показатели за кандидатов «партии власти». На выборах президента в марте 2012 года В. Путин здесь набрал 87% голосов. Кстати, больше было лишь в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Туве. Неизвестно, как будут использованы возможности Н. Меркушкина в Самарской области, но то, что он добился наипрочнейших позиций «Единой России» в Мордовии – это факт.
Приход новых губернаторов А. ­Худилайнена в Карелии, С. Ерощенко в Иркутской области, Е. Куйвашева в Свердловской области и других ставит по-новому вопрос об ответственности глав. Но и здесь немало вопросов. Яркий пример – ситуация в администрации Волгоградской области, когда смена министров, проработавших недолгий срок (1-2 месяца) приводит к серьезным тратам из регионального бюджета. Впереди осенние выборы, первые прямые в этом десятилетии. Поглядим – увидим…

Анатолий Гришков

Метки: , ,

Оставить комментарий

Мы помним... Так начиналась война

Мы помним... Так начиналась война


В 2017 году состоится очередная военно-историческая поездка "Мы помним... Так начиналась война" с 20 по 27 июня, посвященная 76-й годовщине начала Великой Отечественной войны, самой страшной и чудовищной трагедии для всех народов нашей страны. Эта поездка в формате «выездного урока истории» – новая, привлекательная, интересная форма патриотического воспитания, получившая широкий размах в стране и общественный резонанс, в том числе в СМИ. Особенность поездки – не только в самом маршруте, но и в личном непосредственном участии молодых людей в памятных мероприятиях в Брестской крепости в ночь с 21 на 22 июня. Подробности на www.mrzh.ru.

Мы помним... Так начиналась война

НВ-ПАРТНЕР


Rambler's Top100