ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Опубликовано allrf в рубрике Власть

Перед Россией сегодня стоят огромные задачи – это и устранение перекосов в развитии страны, и перераспределение финансовых и людских потоков, и создание действенных механизмов по установлению доступных цен на жилье. О том, что делается в этом направлении – наша беседа с министром регионального развития Игорем СЛЮНЯЕВЫМ.

– Игорь Николаевич, что делается Минрегионом России для сбалансированного развития субъектов страны?

– Сбалансированное развитие регионов – ключевая задача министерства, с ней связан большой блок вопросов, который входит в нашу компетенцию. Суть государственной региональной политики на сегодняшний день заключается именно в выстраивании сбалансированного развития субъектов Федерации, чтобы у нас не было отсталых провинций, живущих отдельно от планов всей страны, и чтобы задачи по развитию той или иной территории не дробились на отдельные отраслевые сегменты, а была бы видна комплексная картина настоящего и будущего по каждому региону.
С этого года мы начали реализовывать программно-­целевой подход в решении задач развития регионов. Нами разработана и в марте утверждена государственная программа «Региональная политика и федеративные отношения». Также определены три стратегически важные территории, развитие которых предусматривает реализацию отдельных государственных программ. Это Дальний Восток с Байкальским регионом, Северный Кавказ и Калининградская область.
Каждый из этих мегарегионов обладает рядом характерных особенностей и проблем. Так, на Дальнем Востоке – низкая транспортная доступность и малая заселенность территории. В республиках Северного Кавказа – нехватка рабочих мест и проблемы с социальной инфраструктурой. Западный наш эксклав, Калининградская область, не может сегодня достойно конкурировать с европейскими соседями ни по экономике, ни по качеству жизненной среды. А с 2016 года, когда прекратят действие таможенные преференции, возникнет риск закрытия порядка 50 крупных калининградских предприятий.
Для долгосрочного поступательного развития этих регионов будет использован механизм государственных программ. С этой целью в декабре 2012 г. утверждена госпрограмма «Развитие Северо­-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. ­Минрегионом разработана и внесена в Правительство государственная программа «Социально-­экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». ­Коллеги из Минвостокразвития России в настоящее время завершают разработку государственной программы «Социально­-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Все они предусматривают реализацию федеральных целевых программ территориального развития с соответствующим бюджетным и внебюджетным финансированием программных мероприятий.
В 2013 году на реализацию ФЦП «Юг России (2008–2013 годы)», «Социально­-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Социально-­экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы» и ФЦП развития Калининградской области на период до 2015 года предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета в размере 68,6 млрд рублей.
Сегодня утверждены стратегии социально-­экономического развития всех федеральных округов Российской Федерации, в которых предусмотрено формирование зон опережающего развития с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Сформированы перечни приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в округах, в стадии завершения эта работа по Дальнему Востоку и Байкальскому региону. Из общего «пакета» в 190 инвестпроектов 21 проект уже реализован, в высокой степени готовности еще 40 проектов.
Целый ряд вопросов сбалансированности развития территорий страны связан с совершенствованием системы межбюджетных отношений. Из федерального бюджета ежегодно направляются огромные средства в регионы в виде дотаций на сбалансированность их бюджетов. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что при запланированном росте общего объема дотаций на сбалансированность, механизм их предоставления носит непрозрачный характер, явно недостает методологических рамок. В этой связи нами предложено резко сократить практику предоставления дотации на сбалансированность бюджетов субъектов с соответствующим увеличением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также скорректировать саму методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов.
На наш взгляд, необходимо усилить стимулирующую роль механизмов предоставления финансовой помощи регионам, сократить долговую нагрузку региональных и местных бюджетов, создать ­условия для опережающего роста собственных доходных источников регионов и муниципалитетов. Это моя позиция как министра, и Минрегион России во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами прорабатывает решение этих вопросов.

 

– В прошлом году принята программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Как она сегодня реализуется?

– По целому ряду показателей нам уже удалось достичь неплохих результатов. Так, в 2012 году построено 65,2 млн кв. метров жилья. За январь–апрель текущего года введено 14,1 млн кв. метров жилья – 11,2% роста к аналогичному прошлогоднему периоду.
Рекордные показатели в ипотечном кредитовании: в 2012 году выдано 690,7 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 1,03 трлн рублей. Это в 1,3 раза превышает уровень 2011 года в количественном и в 1,4 – в денежном выражении. В текущем году рост продолжился, и, оценивая сложившуюся динамику, мы прогнозируем, что поставленную президентом планку – 815 тысяч ипотечных кредитов в год – мы достигнем раньше отведенного пятилетнего срока.
Для повышения доступности жилья и снижения стоимости строительства ведется работа по вовлечению в оборот земельных участков. Нами наработан хороший опыт по землям федеральной собственности, и в сегодняшних планах – распространить механизм аукционов «на понижение цены» на земли, которые находятся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении Государственной Думы.
С текущего года запускаем приоритетный проект «5 по 5», который предполагает дополнительный ввод 5 миллионов квадратных метров жилья экономкласса ежегодно в течение пяти лет.
Отдельное направление – формирование арендного рынка жилья. Базовый закон по некоммерческому найму тоже рассматривается в Думе. В этом году планируем сформировать необходимую нормативную правовую базу, в том числе в субъектах Федерации, и отработать «пилотные» проекты. С 2014 года перейдем к массовой реализации проектов строительства арендных домов.
Однако наряду с позитивными подвижками мы видим и ряд системных проблем. ­Согласуемый министерством план по вводу жилья на 2012 год выполнен только в 38 субъектах Российской Федерации, 45 регионов с ним не справились, и у большинства остаются опасения невыполнения намеченных показателей жилищного строительства на 2013 год.
На сегодняшний день ни один субъект Российской Федерации не строит необходимого 1 квад­ратного метра в расчете на душу населения в год, хотя это наш стратегический целевой ориентир, при достижении которого можно по­настоящему говорить о решении жилищных проблем граждан, но для этого предстоит удвоить объемы строительства.
Если говорить о коммунальной части этой госпрограммы, то здесь основная работа направлена на совершенствование нормативно-­правовой базы отрасли.
Среди наиболее значимых можно выделить федеральные законы о переходе на долгосрочное тарифное регулирование; об увеличении минимального срока действия техусловий на подключение к инженерным сетям до трех­-пяти лет; об установлении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; новую редакцию закона «О Фонде ЖКХ», в которую мы и сейчас продолжаем вносить изменения в части продления срока деятельности Фонда и внесения в него дополнительных имущественных взносов.
Принципиальное значение имеет закон о капремонте многоквартирных домов. Проблема недоремонтов накапливалась десятилетиями. В денежном эквиваленте она сегодня оценивается в 3,5 трлн рублей. Только за счет бюджетных средств решить ее невозможно. В то же время мы понимаем, что платежи для собственников жилья не должны быть обременительными. Сейчас развернута серьезная работа для того, чтобы с 2014 года заработали региональные системы капитального ремонта. Мы уже направили в субъекты РФ утвержденные Правительством методические рекомендации по созданию региональных операторов капремонта. Будем контролировать решение этой задачи.
Госпрограмма, о которой вы спросили, – основополагающий документ для министерства и подведомственного Госстроя. Она разрабатывалась во исполнение 600-­го Указа Президента России, подписанного 7 мая 2012 года, а все прошлогодние майские указы – на особом контроле, и внимание к поставленным в них задачам – повышенное.

Метки: , ,

ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА

ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА

Военно-историческая акция-поездка мемориальной направленности цикла "ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ". 16-25 августа 2018 г. 10 дней / 9 ночей (туда поезд, обратно самолет). Маршрут: Москва – Вена – Братислава – Будапешт – Белград – Загреб – Любляна – Триест – Линц – Прага – Москва. Посещение 8 европейских стран: Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Словения, Италия, Чехия. Эта уникальная, по своему особая, поездка связана: с отданием дани памяти как советским военнопленным, замученным и погибшим в нацистских лагерях: Марибор (Словения), Маутхаузен (Австрия) и сербов, замученных в лагере Ясеновац (Хорватия); с посещением мемориала советским партизанам разных национальностей в Триесте (Италия); с посещением могилы Героя Советского Союза М.Г. оглы Гусейн-заде, которому в этом году исполняется 100 лет, а также других участников Движения Сопротивления в Чеповане (Словения). Дороги памяти - дороги мира

НВ-ПАРТНЕР


Rambler's Top100