Архив 19.12.2016

МИР СОДРУЖЕСТВА. 25 лет СНГ: от ожиданий к реалиям

Опубликовано allrf в рубрике Власть

Этот год является годом 25-летия образования СНГ. Четверть века назад именно Содружество содействовало решению сложнейших проблем, связанных с распадом СССР, способствуя на деле становлению суверенных независимых государств.
25-летний путь СНГ отнюдь непростой. Сегодня уже мало кто вспоминает декабрьские события 1991 года, когда было подписано первоначальное Соглашение о создании СНГ, а затем в Алма-Ате принята декларация о взаимном признании суверенитета и нерушимости границ, намерения осуществления всестороннего сотрудничества и международных обязательств бывшего СССР. Вспомним, что Содружество было объявлено открытым как для бывших республик Советского Союза, так и для других государств, согласных с его принципами и целями. А в Совете Безопасности ООН постоянное место СССР было признано за Россией. Именно это было зафиксировано лидерами бывших республик СССР с участием наблюдателей от Грузии на исторической встрече.
И пошло…
В 1993 году принят Устав СНГ, который поддержали лишь лидеры семи государств (Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Белоруссия, Узбекистан). Остальные же (главы Молдовы, Украины и Туркменистана) отклонили его, посчитав отведенные координационным органам СНГ полномочия чрезмерными. И уже к концу того же 1993 в составе СНГ сформировались две неофициальные группы государств. Одни из них («семерка» вышеназванных) выступали за большую координацию и расширения сотрудничества в области внешней политики, обороны, валютной политики, экономики и транспорта. Другие (Туркменистан и Украина) проявляли заинтересованность к ограниченному сотрудничеству, делая упор на защите своих национальных интересов. Все это сопровождалось и острыми конфликтами в ряде стран СНГ. С приходом к власти в Азербайджане Г. Алиева, эта страна вернулась в состав СНГ (ранее, в 1992 году, парламент этой страны, где у власти был оппозиционный «Народный фронт», отказался ратифицировать Договор о создании СНГ). Грузия же не без участия тогдашнего главы Э. Шеварнадзе в декабре того же 1993 года стала членом СНГ. И в том же году было подписано Соглашение о создании экономического союза, на реализацию которого многие возлагали надежды. В 1994 году и Молдова стала полноправным членом СНГ.
Одним из первых детищ Содружества стала Межпарламентская Ассамблея, созданная главами парламентов-учредителей в марте 1992 года с местом пребывания в Санкт-Петербурге.
Сами же 90-е годы, если кто не забыл, были бурными и непростыми. Это и концентрация внимания на вопросы коллективной безопасности, и создание Таможенного Союза, и подписание Договора о Союзе России и Белоруссии, и решение вопросов о создании общего экономического пространства. В 1997 году, как известно, был подписан Договор о Союзе России и Белоруссии. Между тем, именно в эти годы Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлить тот же Договор о коллективной безопасности на очередную пятилетку.
Ситуация несколько изменилась в начале 2000-х годов, когда сложилось, по сути, два лагеря. С одной стороны – сторонники усиления интеграции (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) и преобразования Таможенного Союза в Евразийское экономическое сообщество (с наблюдателями от Армении, Молдовы и Украины), затем вступил в сообщество Узбекистан. В то же время, а конкретно в 2002 году, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали соглашение о создании Организации договора о коллективной безопасности. Было утверждено и образование Единого экономического пространства с участием Белоруссии, Казахстана, России и Украины. С другой же стороны, еще в октябре 1997 года, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина образовали собственную группу для усиления взаимодействия в сфере торговли, экономики и транспортных сообщений, а также для укрепления региональной безопасности. После присоединения Узбекистана организация стала называться ГУУАМ. И после смены власти в те годы в Грузии и на Украине очевидна стала ориентация на присоединение этих государств к НАТО и на сотрудничество с ЕС.
Именно тогда появились многочисленные заявления с явно поверхностными и сомнительными оценками потенциала и будущей роли самого института СНГ. Это стало предлогом для действий целого ряда стран. Так, Грузия вышла из Совета министров обороны СНГ, Туркменистан перешел от полного к ассоциированному членству в СНГ. Та же Украина, подтверждая проблематичность развития СНГ, заявила о возможном сокращении взносов в бюджет Содружества.
В последующие годы были приняты Концепция дальнейшего развития Содружества, комплекс решений о согласованной миграционной политике, о многостороннем сотрудничестве в энергетике, о создании зоны свободной торговли. Да и немало вопросов молодежной политики и гуманитарной сферы рассматривались в те годы.
Новым интеграционным проектом на пространстве СНГ стало создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Россией, Казахстаном и Белоруссией. Реализация договора с 1 января 2015 года является на деле наиболее весомым, поистине знаковым событием. Именно этот факт достижения более высокого уровня взаимодействия свидетельствует об уникальном потенциале нового интеграционного объединения, нацеленного на взаимовыгодное сотрудничество с другими подобными организациями. Он определяет экономическую политику на огромном пространстве с населением более чем 170 млн человек и уже действует на деле.
Так о чем же свидетельствует 25-летний путь СНГ? И оправдываются ли ожидания? Есть ли у Содружества будущее? Мы частично уже ответили, показав путь растущей дееспособности ряда членов СНГ. А если в общем подвести итог 25-летия СНГ, то можно отметить следующее: во-первых, СНГ – это действительно состоявшееся первое интеграционное объединение на постсоветском пространстве, которое является крупнейшим межгосударственным образованием на территории бывшего СССР. И многим по этом поводу неймется… Причем, и за рубежом, и дальнем, и ближним… Во-вторых, несмотря на многие критические «стрелы» и возникающие проблемы, важность и ценность СНГ очевидна и понятна. Это и с точки зрения создания прочной законодательной базы взаимодействия, и с точки зрения обеспечения коллективной безопасности, и с точки зрения обеспечения реального суверенитета самих бывших советских республик, а ныне самостоятельных государств. В-третьих, СНГ – единственная платформа была и остается многостороннего взаимодействия стран-участниц практически во всех областях. Через Содружество торгово-экономические отношения вышли на рыночную основу, налажен политический диалог, сотрудничество в вопросах безопасности и стабильности. Решаются вопросы в гуманитарной сфере. В-четвертых, налицо непростой путь СНГ от «цивилизованного развода», когда господствовали аморфность и декларативность в виде принимаемых и невыполняемых решений, до формирования дееспособного ЕАЭС в лице образовавшихся лидеров, государств Содружества.
Можно и дальше говорить о многом… И это впереди…

А.А. Новиков, главный редактор общероссийского журнала политических и деловых кругов «Наша власть: дела и лица»

ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ

ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА


ПРИГЛАШАЕМ!
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АКЦИЯ-ПОЕЗДКА "ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА" цикла "ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ"
28 октября – 6 ноября 2017 г.
(10 дней / 9 ночей)
Поездка в преддверии 72-й годовщины начала Нюрнбергского процесса над нацизмом и его сателлитами
Маршрут: Москва – Берлин (Заксенхаузен) – Потсдам – Дрезден – Нюрнберг – Мюнхен (Дахау) – Веймар (Бухенвальд) – Лейпциг – Берлин – Москва.
Подробности на www.mrzh.ru. Дороги памяти - дороги мира

НВ-ПАРТНЕР


Rambler's Top100