Архив Декабрь, 2014

ЛЕГЕНДЫ СТРАНЫ — ЛЕГЕНДЫ КОСМОСА

Опубликовано allrf в рубрике Выдающиеся соотечественники

Через 15 лет после окончания Великой Отечественной войны страна плотно заняла лидирующие позиции в освоении космоса, а 1961 году запустила первого космонавта Земли Ю. Гагарина. Прошло более 25 лет с начала нашей перестройки… Вдумайтесь, четверть века… И что? Да, действительно, многое изменилось — что-то в «плюс», что-то в «минус». Но самое главное, чего нет на сегодня у многих — чувства гордости за страну, сопереживания за происходящее. Мы не уверены в завтрашнем дне, не знаем, как будет развиваться и страна. Все это печально, несмотря на то, что в какой-то степени материальный достаток коснулся всех. Но больше всего почему-то тех, которые должны отвечать за то, что происходит сегодня и за завтрашний день России.

Александр Новиков

 

http://allrf.ru/wp-content/uploads/2014/12/42_43.pdf

Симультанный метод

Опубликовано allrf в рубрике Власть на местах

Город был как на ладони. Вереницей въезжали машины,  в сквере гуляла дама с собачкой, спешил, нарушая правила, пешеход на перекрестке. Все красоты и проблемы  – на многочисленных мониторах. И эту картину глава Селятино Евгений Голубев наблюдает каждый день. Мы стоим на пульте управления городом. Можно представить себя капитаном корабля, планеристом или зрителем бесконечного сериала под названием «Жизнь». Голубеву представлять себя кем-то некогда. Он просто видит то, чего не видит никто. Как настоящий хозяин. Вот там не убрали, здесь переделать надо, а тут парковок добавить, а там надо дорожки подправить. Одним словом, проза… Но эта проза ему удается лучше всего.

 Новый год – в новый двор

Евгений Нариманович, в  отличие от многих вы заканчиваете  год с профицитным бюджетом. Приезжать к вам, в удивительно красивый, современный, чистый и по-настоящему европейский городок – одно удовольствие. Как вам это удается?

– В районе проходит большая работа по мобилизации доходов, я взял помощника главы по мобилизации доходов. В 2010 году у нас был бюджет 63  млн руб.  и 75 млн долга, сегодня у нас бюджет будет составлять по доходной части минимум 213 млн, а долгов у нас осталось 4 млн, которые мы в этом году гасим. Главная задача – благоустройство населенных пунктов: Селятино, Софьино, Отличник. Причем мы отказались от «точечных» действий во дворах, а занимаемся комплексно. В будущем году масштабное благоустройство ожидает Софьино. Это уникальная деревня. Многие не знают, что это была центральная усадьба совхоза-миллионника «Нара». В 80-е, в преддверии Олимпиады, там был построен уникальный, первый в СССР коттеджный поселок для жителей совхоза. Туда приезжали зарубежные гости, даже Фидель Кастро побывал. Этим надо гордиться, помнить. У нас в этом году был праздник День деревни, и мы отмечали 35-летие городка ДСК. Два года назад мы благоустроили там двор: отремонтировали дорогу, построили детскую площадку, многофункциональную спортплощадку, еще одну площадку – в другом дворе. В следующем году займемся тротуарами, дорожками. Мы привлекли софьинцев, которые заменили половину окон в школе пластиковыми, и там стало значительно теплее. А самое главное – выделили из нашего бюджета в район 5 млн , чтобы в Софьинской школе построили современную комплексную спортплощадку , и еще 8,7 млн руб. – на покрытие для футбольного поля. Надо успеть закупить, а в следующем году выделим средства уже на производство работ. Какая у нас корысть была? Предоставив деньги на спортплощадку школе, мы думали, что кроме детишек во внеурочное время ей смогут пользоваться жители деревни.

У нас 1186 мест в детских садах. На днях в Селятино была торжественно открыта пристройка к детскому саду на 140 мест. Это очень хороший детский сад на 408 мест – самый большой в Наро-Фоминском районе. Вся территория вокруг него – детские площадки. Сегодня у нас нет проблем с местами в детских садах.

Самый знаковый для нас проект – ледовая арена. Я был инициатором создания такой арены в районе. Ведь в Селятине создана районная федерация хоккея, и арена была голубой мечтой наших хоккеистов. Наши ребята играют в чемпионате Калужской области и в прошлом году заняли второе место. Поэтому мы сделали все, чтобы войти в программу области: Наро-Фоминскому району выделено 220-230 млн рублей на строительство ледовой арены. Трест «Гиромонтаж» из своих 73 га выделил нам участок под строительство, собираясь построить там еще гостиницу и прочую инфраструктуру. Но тут появились «зеленые» и на волне предвыборной кампании всё зарубили. Сегодня мы опять вернулись к этому проекту, отвели участок на месте старой спортплощадки, провели через совет депутатов, проект проходит областную экспертизу. Я надеюсь, что в следующем году мы начнем строительство ледового дворца. В рамках подготовки строительства уже открыли отделение хоккея в спортшколе. Торопимся жить.

Принцип большинства

Какой принцип вы используете при планировании работы, принятии решений?

– Принцип большинства. Губернатор Воробьев А.Ю. выдвинул по области задачу благоустройства дворов, создания парковок. Мы ее решаем давно и успешно, абсолютно на демократических принципах. В этом году мы сделали, как мне кажется, идеальный двор. Алгоритм у нас традиционный: мы сделали проект, пришли к жителям, провели собрание, выслушали все замечания и предложения по проекту, потом доработали, потом опять пришли к жителям на утверждение. И тогда только мы его выставили на конкурс, провели его, во дворе поставили стенд с проектом и после этого начали его реализацию. Вопросы возникают все равно. Но после конкурса и торгов уже поменять ничего нельзя. Дворик получился красивый – со сквером, детской площадкой со спортивными элементами, тротуары вдоль домов, парковочные места, зона отдыха, кусты и деревья подсадили.

Чтобы обсудить любой вопрос, необходимо провести публичное мероприятие, слушания. Обычно это встречи в ДК «Мечта» по  тому ли иному вопросу, которые мы задолго объявляем. При этом приглашаем людей даже с предприятий, чтобы зал был наполнен и слушания были действительно массовыми.

На обсуждение мы выносили и один из самых крупных проектов – городской площади. Пришло около 400 человек. Мы пригласили представителей области, главу района,  выступили архитекторы. Разработчики проекта отвечали на все вопросы. Площадь предполагалась, в том числе, и как мемориально-исторический центр города. Обсуждалось место музея, площадка под памятник чернобыльцам и атомщикам. Поселок Селятино построил  трест «Гидромонтаж», который участвовал в ликвидации чернобыльской аварии, бурил скважины на Новой Земле, в Семипалатинске. Сотрудники Треста собирают материалы о своих ветеранах, издают книги. В следующем году, в дни своего 60-летия, у них выходят книга, фильм. И есть две общественные организации – чернобыльцев и работников атомной промышленности. Именно у них родилась идея памятника, потом они нашли скульптора, потом инвестора – трест выделили 10 млн руб. Я уже был в мастерской художника и видел этот 12-метровый памятник. Он меня поразил. Мурашки по коже.

Наша власть едва не упустила гражданина как члена общества, превратив его в население. Я вижу, что вас эта проблема волнует тоже, и вы-то этот момент не упускаете…

– Патриотическое воспитание в 90-е годы отошло на задний план во всей стране. Сейчас мы активно занимаемся патриотическим воспитанием. Краеведение – это воспитание любви к малой родине. У нас много материалов по краеведению, накопленных библиотекой. Очень много материалов о войне, собранных поисковиками, которые хранятся сейчас в подвале. Пора все это вытаскивать на свет вместе со всей патриотической работой. Понятно, что музей нужен, и в первую очередь не главе поселения, а тем, кто занимается музейной и поисковой работой, ветеранам войны и труда, молодежи, которую без знания истории любви к родине не научишь. Это объединит не только ветеранов, но и ребят вокруг них. Трест создавал основу военного  превосходства СССР, участвовал в разработке щита Родины. Для меня это очень важно, чтобы мы могли обо всем этом рассказывать нашим жителям, нашим школьникам и нашим гостям. Мне удалось договориться, что мы выделяем участок, а трест строит музей-библиотеку и передает нам в муниципальную собственность. Это будет целый мемориальный комплекс с парковой зоной. 400 человек на слушаниях все обсудили и согласовали, а трое были против, потом стали собирать подписи…. Такая подрывная работа. То эти люди против музея, то против вырубки. Я начинаю понимать это как некий политический заказ по дискредитации власти. Но мы все – губернатор, руководство района, органы МСУ – на одной позиции: обустроить красивые парковые зоны, благоустроить места, за которые мы отвечаем и где мы живем. Одной из главных своих задач вижу формирование позитивного отношения селятинцев к своей малой родине. От этого начинается позитивное отношение вообще к нашей стране. И те люди, которые выступают против музеев, памятников, общественно значимых вещей, прикрываясь защитой деревьев, они далеки от патриотизма

«Пусть будет дверь открыта»

- Значит, ваша оппозиция не успокоилась, и борьба продолжается?

– Среди депутатов есть позитивно настроенное большинство, но есть несколько человек, которые бойкотируют заседания. Они говорят: «Нас меньшинство, мы не можем влиять на принятие решений, вы не хотите делать так, как мы хотим». Но большинство комиссий у нас возглавили именно члены оппозиции. Я даже был этому рад. Вроде работа закипела. Были внесены многие поправки в регламент работы комиссий. Но постепенно оппозиционные депутаты стали выходить из комиссий, не ходят на советы депутатов, срывая заседания. Сейчас мы принимаем бюджет и приглашаем принять участие в работе по всем направлениям: благоустройство, культура, молодежка, спорт. А  депутаты-оппозиционеры не пришли на обсуждение. Самый настоящий саботаж.

Активное радикальное меньшинство пытается навязывать большинству свою волю. Недавно написали письмо губернатору, что я разбазариваю деньги… на строительство музея, памятника и площади. И деревья вырубаю. На это я отвечу так. Мы планируем строить, и не за бюджетные деньги, а за привлеченные. А ведь решения принимаются только с жителями, причем с учетом мнения большинства. Мы же в Подмосковье живем, здесь сплошные леса. И любая наша хозяйственная деятельность в любом случае будет связана с вырубкой. 54% территории ГП Селятино – лесной фонд. В городской планировке устраиваются парковые зоны. А здесь принципы другие. В парке должны быть красивые деревья, а не чаща непроходимая. Я приехал в Селятино в 1986 году, и не помню, чтобы на «тропе здоровья» кто-нибудь до 2009 года чистил упавшие деревья. Именно тогда  «тропу здоровья» – 15 га  – мы стали оформлять в муниципальную собственность. Мы убрали весь лесоповал, больные деревья, подсадили сосны, но часть их погибла, потому что не хватает света. Наука нам: надо слушать не псевдоэкологов, а специалистов. Это они должны говорить, что с лесом надо делать: сажать, вырубать, лечить…

– Ищите поддержку у народа! Тем более в эпоху кризиса очень важно власти повернуться лицом к человеку. Потому что если на дворе не только Новый год, но и кризис, то кто виноват? Виновата власть.

– Вот для открытости и борьбы с такой оппозицией мы выкупили часть помещений в нашем же здании  и создали в этом году медиацентр,  состоящий из трех подразделений. Первое – «Безопасный город»: камеры наблюдения по городу, системы оповещения, все это выводится на экраны в одном помещении. Сегодня у нас стоят 20 камер на въездах-выездах (номера машин выводятся на отдельный экран) и в общественно значимых и проблемных местах, это выведено и в отделение полиции – там тоже такие экраны установлены. Мы организуем диспетчерскую службу, куда можно будет даже позвонить с той или иной проблемой. Был такой случай. На экране увидели, что по едва замерзшему пруду бегут ребятишки. Сотрудник по громкой связи тут же объявил: «Уважаемые родители!..» И проблема решилась сразу. Системы оповещения установлены в Софьино и Алабино.    Второе – у нас появилась газета «Панорама Селятино», где отражается вся работа администрации. И третье очень важное направление – у нас заработало кабельное телевидение, через которое мы рассказываем о жизни, о планах, о мероприятиях. И оппозиционеры опять категорически были против…

Зато теперь вы можете пригласить их на дебаты, и народ увидит, кто есть кто.

– Вот с этой целью мы и создали муниципальные газеты и телевидение. Это и был наш поворот в сторону открытости. Я открыт. В этом году мы сделали еще четыре проекта, которые будем реализовывать. Мы их все вывесили на сайте, их любой может посмотреть и в рамках программ дать свои предложения, чтобы при формировании бюджета мы смогли учесть максимальное количество предложений жителей. А что еще нужно сделать  для открытости? Есть каждый понедельник личный прием главы, есть почта электронная. Мы готовы проводить экскурсии по администрации, дни открытых дверей. Мы ничего не скрываем. Но при всем этом большинству жителей это не нужно. И это правильно. Если не интересует, значит, у них все хорошо. Я как глава в первую очередь думаю об эффективности своей работы, оценивая ее на уровне обратной связи. А обратная связь работает только в том случае, если у человека есть проблемы. Когда плохо, сразу найдут администрацию, напишут в электронную приемную. Прием у главы муниципального образования похож на прием у врача. К нему люди приходят только с проблемами.

Выходит, и здесь диплом врача пригодился?

– На самом деле иногда мне кажется, что я веду прием в поликлинике. Ну зачем люди пойдут куда-то, если у них все хорошо? Они обращаются к власти только тогда, когда у них есть проблема. Если проблем нет, то люди не интересуются властью. Значит, им все ложится на душу, значит, всё правильно.

– А тут еще санкции-антисанкции обстановку напрягли? Вы это на себе ощутили?

– Санкции мы на себе никак не ощутили, кроме психологических моментов. Мы же на земле работаем. Первое звено во властной иерархии. Мы и основной удар держим, напрямую с народом общаемся.  Но очень важный момент ощутился во взаимодействии с оппозицией. После Майдана политический крен как-то поуменьшился, они поутихли. А изначально их позиция была чисто «майдановская». Ведь экология – только прикрытие. А когда речь заводишь о практических делах, то там оказывается все пусто.

  Здесь будет город-парк

Ситуация в области сейчас жестко регламентирована: и по высотности строительства, и на каждую квартиру нужно строить парковочное место, на каждую 1000 жителей должно быть 65 мест в детсадах, есть нормативы по школам и лечебным учреждениям. Просто так, без любви к ближнему и учета его интересов, ничего уже не построишь и «по-легкому не срубишь».

– В Наро-Фоминском районе это жестко контролируется. И это правильно. Селятино мы планируем развивать в направлении «город-парк». Если летом смотреть на город  сверху – домов за лесом не видно.  Вот поставили на кадастр сквер, очищаем его, закрепили как зону рекреации, где ничего нельзя строить. Работы у нас много, в каждом населенном пункте есть что сделать. В Софьин и Алабино мы решили проблему с освещением, с вывозом мусора. По каждому населенному пункту у нас есть отдельные планы, которые утверждаются, выполняются, и потом мы отчитываемся.  Продолжим активно взаимодействовать со всеми жителями Селятино. Это уже ярко проявляется в нашем ДК «Мечта», куда можно приходить семьями и где каждый найдет себе коллектив по душе. Мы каждый год проводим спартакиаду, и каждый год увеличивается количество коллективов и видов спорта, по которым проводим соревнования. Каждый год в День поселения мы проводим кросс, который стартует от ДК «Мечта», и девиз его – «От Мечты к мечте». Сначала едут квадроциклы с флагами и музыкой, потом велосипедисты, потом бегут люди разного возраста… Мы работаем с разными возрастными группами. Вообще у нас в поселении 8 общественных организаций. Есть волонтерское движение, а по-русски – добровольческое. Ребята принимают участие во всех наших мероприятиях, участвуют в разных конкурсах на уровне области, мы отправляем их на Селигер, на выездные семинары 2-3 раза в год. Второе направление – мы активно работаем с пенсионерами, ветеранами, инвалидами. Нашли интересную форму: проводим для них лекции-конференции. В прошедшие выходные была лекция «Боли в спине и суставах». Выступала профессор, потом консультации всем давала. Дом культуры активно работает. Там выделили помещение для общества пенсионеров, выделяем деньги, чтобы они могли заниматься физкультурой в спорткомплексе, выкупаем время в бассейне. В результате на соревнованиях наши заняли два первых места. В 2015 году 60-летие Треста Гидромонтаж, и сейчас мы разработали с трестом план мероприятий на следующий год. В этом году провели интереснейшую конференцию по Чернобылю: доклады, воспоминания, показ фильмов. Это опять история…

– Где бы человек ни работал, стиль у него один, в характере заложен. Вы когда хирургом были, наверняка, аппендикс вырезали, а заодно пластику делали? С таким размахом-то…

– Я учился в ординатуре, в 6-й клинической больнице, где лечили чернобыльцев, и там практиковали сочетанные операции, говоря хирургическим языком, симультанные. Когда мы человека обследовали, как правило, выявляли несколько заболеваний брюшной полости. При проведении хирургических вмешательств проводили несколько операций. Иначе потом человек не будет чувствовать себя здоровым. Этот сочетанный подход использую и в административной работе. Мы очень плотно работаем с районом. Если область предпринимает программный подход к формированию бюджета, то мы тоже применяем этот подход. Сегодня у нас разработано 13 программ, все они на сайте, они все в русле областных программ, мы встраиваемся в это русло. Бюджет нового года направим на благоустройство территории, дворов, дорог. Будем работать с нашими учреждениями, с программой «Безопасный город». Чтобы жители поселения чувствовали себя комфортно.

– Как изменилась ваша жизненная философия за эти годы управленческой работы?

–  В 2000 году я возглавил комитет по здравоохранению Наро-Фоминского района, тогда муниципальное здравоохранение было на 60-м месте по области. Я понял, что мне не хватает знаний, чтобы общаться по многим хозяйственным вопросам. Окончил государственный университет управления. Через 6 лет мы вышли на 1-е место. Но там я был чиновником, а тут на выборной должности. Здесь, прежде чем принять решение, я должен проанализировать со всех сторон. Гражданское общество и органы МСУ связаны тесно.  Это связь между людьми на одной территории, мы дышим одним воздухом. Развитие органов МСУ – главный фактор развития гражданского общества. Новые изменения в законодательстве не идут на пользу. Сельские поселения наработали большой опыт, но главная проблема – финансы. Но даже в этих условиях минимума финансов делается многое. Чем дольше органы МСУ существуют, тем более профессиональными становятся. И ни с какой чиновничьей работой это рядом не стоит. Каждый год я должен отчитываться перед жителями, а у чиновника нет такой мотивации.  Чем меньше полномочий у органов МСУ, тем хуже. Развитие МСУ – становой хребет развития гражданского общества и федеральной власти.

Недавно в кабинете главы появилась ваза из серии «офисный подарок» — хрустальная, оригинального дизайна с выгравированной надписью «Селятино».  Эту вазу Голубев приспособил под «копилку добрых дел»: теперь там лежат кусочки красных ленточек с открытий объектов. Пока там их две, но коллекция ведь только начинается…

Людмила Дружинина

 

Максим Шилин, гендиректор треста «Гидромонтаж»:

Я жил и работал в Москве, а теперь благодаря Евгению Наримановичу живу в Селятино. Он настоящий патриот Селятино. И понял, что это счастье жить в пяти минутах ходьбы от дома, в лесной зоне, в чистоте и тишине. Я впервые приехал в Селятино в 2008-м. Темно, на все поселение три фонаря горят. А когда пришел сюда в 2012 году – это уже было как небо и земля. Теперь это место, где хочется жить. За это время было сделано очень много. Подтверждаю это еще и как руководитель строительной компании. Как любая коммерческая компания мы заинтересованы что-то произвести и с наименьшими затратами. Мы строим парковки, что-то еще, а он вносит свои правильные коррективы. А в 2013 году здесь была местная «оранжевая революция», спровоцированная «зелеными». Он нашел, как это все законным путем перевести в мирное русло. Каждые две недели тогда проводились конференции: собирались, выносили проблемы,обсуждали. Вот там все и увидели, что бузотеры хороши только на баррикадах. А большинство оказалось способным слушать, слышать и принимать решения.

ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА «ВСЕГДА ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

Опубликовано allrf в рубрике В памяти народной

4 декабря 2014 года

В ходе подготовки к приближающемуся 70-летию Великой Победы и окончания Второй мировой войны возникло немало оснований того, что юбилейные события 2015 года уже используются и станут все активнее использоваться для извращения характера, хода и итогов Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в це­лом, для принижения роли СССР в разгроме фашисткой Германии и милитарист­ской Японии, для попыток пересмотра и вульгарных трактовок как самой Вели­кой Победы, так и места стран-участниц антигитлеровской коалиции в этой борьбе.

Сегодня очевиден рост откровенных неонацистских настроений и реваншистских устремлений в мире. Уже сейчас в ряде стран, в том числе на Украине, идет откровенная реабилитация многих фашистских идей. К сожалению, все меньше и меньше остается живых участников и свидетелей исторических событий победы над фашизмом. Тем важнее для современников и будущих поколений всесторонний показ античеловеческой направленности нацизма, как в контексте мировой истории, так и в его проявлениях сегодня, недопустимости возврата к прошлому.

В настоящее время по-особому звучит потребность в объективной оценке событий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, в преодолении сложившихся мифов и стереотипов в восприятии этой трагедии человечеством, в формировании у подрастающего поколения россиян гуманистических ценностей и патриотических ориентиров.

Во многом по-новому стоит вопрос и о выработке современных механизмов «народной дипломатии», международных контактов в условиях нынешнего мироустройства. При этом налицо стремление целого ряда государств изолировать Российскую Федерацию, принизить активную миротворческую миссию международных инициатив страны, в т.ч. и последних.

Несмотря на четкую установку Президента страны В.В. Путина о важности, необходимости патриотического воспитания на основе исторических, духовных, культурных ценностей, преемственности поколений, проводимая работа в целом не соответствует современным требованиям. Участие властей и организаций, особенно на местах, зачастую формально и не достигает поставленных целей, а усилия общественников, как правило, не подкреплены необходимыми ресурсами и плохо координируются. Ни для кого не секрет, что слабо и порой по-казенному проходят многие мероприятия патриотической направленности.

Мы готовимся к 70-летию Великой Победы, но в регионах сегодня практически не ведется такая живая и наглядная работа как посещение памятных исторических мест в странах Европы, а также мемориалов на месте бывших концлагерей, в которых погибли десятки тысяч наших соотечественников. У ряда представителей молодежи, к сожалению, в ходу нацистская символика и другие фашистские атрибуты. Тема борьбы против «коричневой чумы» выпадает из формирующейся системы патриотического воспитания.

Великая Победа сегодня – главная мишень нападок многих, и не только на Западе. Фальсификации по мере приближения к юбилею растут, имея цель опорочить нашу великую историю Победы, провокационно навязать нам вину за развязывание Второй мировой войны, когда воины нашей армии, представляющие народы бывшего СССР, воспринимаются не главным освободителем Европы от фашизма, а порой и таким же агрессором, как и фашистская Германия.

Именно поэтому Фонд сохранения исторической памяти и поддержки патриотических инициатив «МИР РАДИ ЖИЗНИ» настойчиво работает в области культуры исторической памяти, в том числе организуя военно-исторические поездки по территориям РФ и Союзного государства, реализуя цикл «ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ» и другие мероприятия.

Деятельность фонда поддержана всеми основными конфессиями, посольствами ряда стран, среди общественных и коммерческих структур, встречает понимание и поддержку в Исполкоме СНГ, Федеральном Собрании РФ, в министерствах и ведомствах страны, в регионах России.

Все замыслы и устремления носят комплексный характер, будут активно продвигаться и реализовываться в год 70-летия Великой Победы и 70-летия окончания Второй мировой войны.

Участники форума поддерживают инициативы фонда и заявляют, что нашими основными целями в деятельности в преддверии 70-летия Великой Победы являются:

  • Показ исторической миссии России и союзнических государств в обуздании фашизма в годы Второй мировой войны
  • Разъяснение ведущей роли народов Советского Союза в разгроме фашистской Германии, уничтожении ее сателлитов и приспешников
  • Оценка реальностей угроз возрождающегося нацизма в современном мире
  • Повышение международного авторитета и престижа Российской Федерации.

Значительная роль при этом отводится поддержке молодежных инициатив и программ в рамках деятельности фонда, где основная задача — объединить российскую молодежь на идеях патриотизма и служения Отечеству.

Мы предлагаем объединить усилия в подготовке к 70-летию Победы, привлечь особое внимание и к мероприятиям «народной дипломатии».

Мы предлагаем широкомасштабную инициативу реализации проекта «МИР РАДИ ЖИЗНИ». Он является надпартийным и нацелен на участие в нем значительного числа государственных, ведущих образова­тельных, научных, коммерческих, финансовых структур, органов МСУ, городов-героев и городов воинской славы, ветеранских и молодежных организаций, а также федераль­ных и региональных СМИ.

Наш девиз: «ПОМНИТЬ О ПРОШЛОМ, ЖИТЬ НАСТОЯЩИМ, ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ».

ЗАБЫТАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Опубликовано allrf в рубрике Наши современники

Этот разговор – о наболевшем, о том, почему мы так пассивны в продвижении объективного образа своей страны. Почему до сих пор такая могучая страна как Россия стесняется освободительной миссии Красной и Советской Армии в годы освобождения Европы? Почему до сих пор за все годы «новой России» никто даже не задумался о создании программы по посещению памятных и мемориальных мест в Европе, где навечно остались сотни тысяч наших соотечественников, погибших как в 1813-1814 гг., так и в последующие, включая 1944-1945 гг.? Вот за это нам всем должно быть стыдно и горько, потому что разговоров немало, а дел практически нет.

Уходящий 2014 год – особый год в истории Великой Отечественной войны. Это год фактического окончания боевых действий на территории бывшего СССР и активного участия войск Красной Армии в освобождении европейских стран от фашизма. Это год 70-летия освобождения Европы от немецко-фашистских захватчиков. И это прозвучало в основном только через призму осквернения наших памятников своим соотечественникам на территориях Польши, стран Прибалтики, а теперь уже и Украины. Никто не хочет пойти дальше…

Ни в коей мере не оправдывая кощунственные деяния тех или иных (сразу замечу, узких) кругов в той же Польше, хочу задаться вопросом: как мы сами храним память о наших соотечественниках – освободителях Европы? Что мы конкретно делаем для этого, и достаточны ли наши усилия в этом плане?

К сожалению, мы, в силу тех или иных причин, умудрились сдать почти всё, что защитили от фашизма наши деды, допустив даже, чтобы фашизм зашагал по просторам нашей когда-то общей страны. Мы сдались и привыкли, или что? Примеров тому много, стоит только обратиться к выступлениям народных избранников…

Наряду с растущими попытками переиграть итоги Второй мировой войны, не должно быть только заклинаний: «Мы главная страна, победительница фашизма!». Это аксиома, которая не подлежит никаким сомнениям. Но если память о войне будет уходить из нашей жизни, если ее не поддерживать, то наши дети тоже будут считать, что войну выиграла Америка.

Почему 70-летия освобождения Белграда, словацкого национального восстания, освобождения Майданека остались без общественного внимания и участия России? Справедливости ради надо заметить, что официальные лица участвуют в памятных мероприятиях, хотя не помню, чтобы кто-то из них был в июле 2014 года в том же Майданеке, освобожденном советскими войсками.

Наша пассивность в сочетании с равнодушием дает свои всходы… Мы не смогли взрастить на Украине реальную пророссийскую силу, настоящих союзников России (не только на деньгах и на газе), массовых слоев, ориентированных в полной мере на Россию. Хотя это самый близкий нам братский народ. И мы эту близость чувствовали во время единственной акции-поездки в 2013 году, посвященной 70-летию начала освобождения братской Украины и 70-летию освобождения Киева. Чувствовали это от простых людей, но, к сожалению, не от наших дипломатов.

И как здесь не сказать добрые слова в адрес руководства Московской области, которое оказало конкретную поддержку фонду «МИР РАДИ ЖИЗНИ» в обеспечении первой из цикла «Европейские маршруты памяти» поездки представителей ряда муниципальных образований Подмосковья по боевому пути 44-й Гвардейской танковой Бердичевской бригады, освобождавшей территории Польши и Германии. Эта акция «народной дипломатии» опять же стала первой в год 70-летия освобождения европейских стран от фашизма. Мы признательны и нашим дипломатам, работающим в Польше и Германии, которые приняли непосредственное участие в мероприятиях по плану поездки. А их было немало: в Польше – посещение Варшавы и Гданьска, Вроцлава, мемориальных мест захоронения наших соотечественников в Вейхерово и Болеславце, самого многочисленного кладбища советских воинов в польской столице; в Германии – посещение Рейхстага и музея в Карлхорсте, возложение венков в у мемориалов в Тиргартене и Трептов-парке, на территории бывшего концлагеря Бухенвальд, встречи с немецкими единомышленниками, представителями как старшего поколения, так и молодежных организаций. Немаловажным стало и личное участие нашей молодежи в раздаче буклетов, флаеров на русском, польском и немецком языках. Мы встретили доброжелательное отношение и в Польше, и в Германии.

Думается, что такого рода поездки должны быть системными, полноценными и регулярными. Только тогда, когда мы общаемся, мы можем рассказать о нашей позиции, о наших общих заботах. Только тогда, когда мы вместе возлагаем венки и цветы к монументам освободителей, мы становимся сопричастными к исторической памяти на деле, а не на словах.

И последнее – как-то стихла тема о «народной дипломатии» в последние годы. Видно, хлопотное это дело. Но если мы хотим на деле гордиться своей страной, мы обязаны нести правду о своей стране, о нашей общей военной истории и событиях прошлого. Ведь мало кто, например, знает, что Россия освобождала Берлин в 1813 году, и в честь императора Александра I названа берлинская площадь. До тех пор пока мы будем безучастны и инертны, действовать по шаблонам и клише, трудно будет развивать плодотворное и устойчивое гуманитарное сотрудничество с Европой, где «народной дипломатии» должно принадлежать по праву ведущее место.

Анатолий Гришков

Реперные точки национальной политики

Опубликовано allrf в рубрике Общество

«Если предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные».  Геродотдревнегреческий историк, V в. до н.э.

В то время, когда готовилась эта статья, в Московском областном суде продолжались слушания по делу националистической группировки БОРН (Боевая организация русских националистов), членам которой инкриминируются убийства на почве расовой неприязни и физические расправы над своими оппонентами. Случаи убийства скинхедами лиц неславянской внешности официально регистрировались и раньше, но праворадикалы из БОРН добивались своими действиями вполне конкретной политической цели. Они хотели таким путем, по словам участницы группы Евгении Хасис, «показать власти: смотрите, какие среди националистов отморозки и как их много, дайте нам создать партию, и мы возьмем эту ситуацию под контроль!». Как минимум это говорит о том, что идеология национализма вполне себе находит сочувствующую аудиторию, на которую рассчитывали опереться боевики. К тем же настроениям апеллируют звучные предвыборные лозунги от «хватит кормить Кавказ», до «мы решим проблему нелегальной миграции». Почему в традиционно многонациональном государстве никак не переплавятся национальные вопросы, и возможно ли рассчитывать на это в принципе?

«Если в кране нет воды…»

Психологические и социальные причины национализма

В России по итогам переписи 2010 г. сосчитали представителей 194 национальностей. 77,7% причислили себя к русским. Второй по численности этнос – татары. Их 3,7%.  Украинцы с 1,3% заняли почетное третье место. Остальные народности набрали от одного до сотой доли процента. О существовании некоторых известно, скорее всего,  лишь этнографам или антропологам. Есть даже национальности, заявившие о себе в единственном числе (греки-урумы и юги).  Странно, что на фоне этой статистики некоторые русские чувствуют себя «самой угнетаемой» в своем отечестве нацией. Конечно, назваться русским и быть – не одно и то же. Зато принадлежность к определенной группе, страту дает индивидууму ощущение надежной защиты и даже в какой-то мере решает онтологическую проблему конечности собственного существования перед лицом «бессмертия» сильного и могущественного социума или многочисленной и успешной нации, к которым человек себя причисляет. Этот почти биологический механизм, позволяющий выживать прайду львов или стае гиен, люди «облагораживают» идеями превосходства красных над белыми, христиан над иудеями, «Спартака» над «Динамо». Сила эмоциональной вовлеченности может быть весьма разрушительна. Как показывает практика, революционеры и религиозные фанатики отдают жизнь ради процветания «своих» и нередко лишают жизни «других» того же ради. Националисты действуют в той же парадигме, но во многих этнических конфликтах скрыты территориальные и религиозные «изюминки». При разрастании национального конфликта социологи фиксируют деформацию этнического самосознания: «общие с соседями черты становятся малосущественными, а вот межэтнические различия приобретают повышенно важное значение, причем каждой стороной оцениваются в свою пользу. Характерные для «своих» черты признаются человеческими, а черты «врага» — нечеловеческими. Происходит кристаллизация «образа врага» и «образа своих». Эти образы при разрастании конфликта становятся грубее, примитивнее, но зато позволяют в каждом конкретном случае быстро перейти к действиям по защите «своего правого дела». Еще одна примета суженного национализмом сознания – возврат к архаичным традициям в поиске национальной идентичности. «Национальные святыни» ставятся превыше цивилизации.

Украинские события, которые уже открыто называют гражданской войной, лишнее тому подтверждение. Не стоит забывать, что в период гражданской войны почти столетней давности провозглашенное большевиками право наций на самоопределение породило более 70 республик и анклавов под различными политическими и национальными знаменами. Но и сегодня в нашей стране тлеющих территориальных конфликтов с дымком национальной пропаганды более чем достаточно. Неоднократно в нашей истории волюнтаристски или по праву силы менялись границы и выселялись народы, и сегодня это служит прекрасным поводом для  политиков, разыгрывающих карту «возрождения национального самосознания». Логика довольна примитивная: «нас ущемляли, но теперь мы встаем с колен, обретая былое могущество и славу». А кто же не хочет могущества и славы, хотя для этого и призывают поработать локтями, расчищая пространство от «несоплеменников». В каком-то смысле маятник национальной самоидентичности качнулся с распадом СССР в другу сторону. Мы были единым советским народом, где республики и автономии по большому счету были лишь реверансом в сторону отдельных этносов. Мы стали страной, от которой откололись куски территории формально по национальному признаку. И, возможно, не все элиты на местах считают этот процесс законченным. Население в депрессивных, «обиженных», с точки зрения экономики, регионах тоже часто склонно считать причиной своих неуспехов центральную власть, а заодно и титульную нацию. Фантомные боли былого величия зовут отдельных тихоновых и хасис к топору, а государство и общество задумываются, как обуздать националистическую стихию. Самой масштабной попыткой стала широко разрекламированная на Западе политика мультикультурализма.

«Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому»

Уроки мультикультурализма

Лидеры крупнейших европейских стран – Германии, Англии и Франции – публично заявили, что политика мультикультурализма в том виде, в котором она проводилась в Европе, умерла. Напомним, что эти идеи зародились еще в 70-е годы в Канаде и Австралии, когда в СССР национальный вопрос считался окончательно решенным. Многим западным ученым уже тогда мультикультурализм казался утопией, достойной пера Томаса Мора. Авторы идеи исходили из вполне благостных предпосылок, что победить шовинизм и расизм возможно, если нивелировать преимущества старожилов Европы перед новичками. В условиях мирного сосуществования различных культур нации отомрут, а их место займут толерантно относящиеся друг к другу сообщества с различной культурой – такая интеграция на качественно новом уровне. Равенство возможностей и культур и снятие барьеров на практике вылилось в политику поддержки приезжих через предоставление социальных льгот и прочих бонусов. Ассимиляции иммигрантов во многих случаях не случилось даже и во втором поколении, а вот анклавы, куда боится зайти коренное населения, увы, появились. Иммигранты не отождествляют себя со страной пребывания и не видят потребности интегрироваться. В итоге демократическое общество получило потенциальную нестабильность и угрозу своим ценностям. Непродуманная политика культурного плюрализма привела и к росту числа партий, отражающих широкий спектр националистических настроений европейцев, желающих защитить свои базовые права. Хотя в нашей стране мультикультурализм никогда не объявлялся официальной парадигмой, некоторую аналогию с нашей национальной политикой, проводимой в постсоветской России, можно провести. Москва в каком-то смысле оказалась такой же метрополией для бывших советских республик, как Париж для стран Магриба или Лондон для своих бывших колоний. Мы тоже почувствовали ответственность за тех, «кого приручили», а те, кто когда-то строил вместе с нами коммунизм, хлынули из своих экономически неблагополучных регионов на заработки к «старшему брату». Казалось бы, нашей многонациональной стране не привыкать, но нужно учитывать один нюанс. С одной стороны, у нас есть этносы, состоящие из граждан РФ, пользующихся теми же правами, что и русские. С другой стороны, многие «пришельцы» являются гражданами других государств.  Встает вопрос: до какой степени их нужно интегрировать, какие давать права и предъявлять требования? Единства во взглядах нет. То мы ужесточаем требования и экзаменуем мигрантов по русскому языку, то выдвигаем «продуманные» предложения заселить Сибирь трудолюбивыми китайцами, которые в братскую семью народов никогда не входили, зато наверняка улучшат статистику рождаемости в этом регионе. Демографическая ситуация с титульной нацией подталкивает к тому, чтобы распахнуть объятья другим этносам, и рано или поздно уроки мультикультурализма придется изучать. Но уже сейчас ясно: мало обеспечить равные возможности для разных национальностей, нужно строить общегражданскую идеологию и политику, надстраивающуюся над этническими ценностями и целями. В Советском Союзе таким общим куполом было строительство социализма и коммунизма со всеми вытекающими в отношении национальной политики. В новейшей действительности мы то интегрируемся в мировое сообщество, то ищем свой особый путь, подкладывая под него разные философские концепции. Основная проблема при этом формулируется следующим образом: насколько глубоко мы можем принять иные культуры и народы, не утратив при этом собственной национальной идентичности?

«Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин»

Мысли о национальной идентичности

Неким идейным противодействием концепции мультикультурализма служит поиск оснований национальной идентичности. В основе ее лежит биологическое представление об однородности группы живых существ, которая достигается распространением и передачей однородного генетического материала, внешнего облика индивида и набора характерных поведенческих реакций. Такая однородность помогает выживать виду. Нация также помогает существованию отдельного ее члена, но в полной мере перенести этот биологический механизм на группы людей, объединенных социальными и культурными связями, было бы вульгарным упрощением. Идентичность людей гораздо более пластична, подвержена влиянию идеологии и морали, политическим факторам. Еще недавно 1/6 суши стояла под знаменами интернационализма, а сегодня куски советской империи ищут свою национальную идентичность, да такую, чтобы без намека на общее прошлое с соседями. В качестве объективной компоненты национальной идентичности выступают традиции и нормы. Их проще всего достать «из бабушкиного сундука» вместе с казачьими нагайками и хиджабами. Субъективная часть – национальный менталитет, мировоззрение и мироощущение, то, что воспитывается и внушается. Национальной идентичности нужен временной разбег.  Устойчивость национальной идентичности зависит от осознания людьми, причисляющими себя к какой-либо нации,  общего прошлого и общих интересов в будущем. Питательный субстрат национальной идентичности – общий язык, историческая память и доминирующая религия. Все разговоры о национальной идентичности, в сущности, разговоры про это. Поразительные результаты, касающиеся национальной идентичности русского народа, дал опрос ВЦИОМ, проведенный 22-23 ноября этого года. На вопрос: «Вы слышали или не слышали словосочетание «Русский мир»? Если слышали, то расскажите в двух-трех словах, что оно означает», – 71% россиян ответили, что впервые слышат это словосочетание. Еще 2% затруднились объяснить, что это за зверь. Около одного процента считают «русский мир» общностью людей, живущих на территории России, и примерно столько же – фирменным магазином или журналом. Из тех, кто слышал о «русском мире»,  63% считают, что он существует в том смысле, как о нем говорят политики и общественные деятели, 20% это отрицают. 67% тех, кто признает реальность «русского мира», считают его многоконфессиональным, 66% причисляют к нему территории, на которых живут русские люди, в том числе и за границей. 65% говорят о том, что в «русский мир» входят люди других национальностей, 56% опрошенных готовы причислить к русскому миру людей, говорящих на других языках, и 48% – людей другой культуры. Как показывают эти данные, большая половина тех, кто имеет хоть какое-то мнение о русском мире, не видят географических, языковых, религиозных и культурных границ этого явления. Вряд ли такое размытое понимание хорошо согласуется с национальной идентичностью, выделяющий собственный народ из других народов на основании этих признаков.

«Дела идут, контора пишет»

Государственный подход

Любая национальная политика, будь то мулькультурализм или поиск национальной идентичности, не может существовать от случая к случаю и вспоминаться после этнических конфликтов или иных потрясений основ. Заслоном должна служить разработанная Министерством регионального развития Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». У этого документа есть интересные конечные показатели. После освоения  6766,35 млн рублей (в ценах соответствующих лет) «доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составит 65 %; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 85%». В 2012 году базовыми точками отсчета принято считать 50,8%  по первому показателю и 75% – по второму. В результате простейшей арифметической прогрессии n + 2 к 2020 году разработчики программы получают искомый итог. Предлагаются 2 варианта решения проблем и достижения озвученных процентов. «Первый вариант предполагает ускоренные темпы укрепления единства российской нации и этнокультурного развития, значительное улучшение межэтнических и этноконфессиональных отношений. Второй вариант предполагает противодействие сложившимся негативным тенденциям, укрепление общегражданской российской идентичности, развитие этнокультурного многообразия». Чувствуете разницу между «ускоренными темпами этнокультурного развития» и «развитием этнокультурного многообразия»? Жонглирование терминами продолжается и далее, но общий смысл «укрепления» сводится к четырем основным направлениям работы: государственной поддержке патриотических проектов, «проведению информационной кампании с использованием возможностей информационных технологий», разработке учебных программ по истории и культуре народов России, изучению разных традиций и языков России. Контроль за динамикой изменения сознания граждан предполагается вести при помощи общероссийских опросов. На вопросы «Как, на Ваш взгляд, за последние годы изменились межнациональные отношения в России?» и «Чувствуете ли Вы в настоящее время враждебность к людям других национальностей?» должны отвечать ежегодно 1500 граждан. Последний вопрос, кстати, один в один задается в лонгитюдном исследовании «Левада-центра» уже с 2002 года. Самые свежие данные собраны 18-21 июля 2014 года. Тогда положительно на вопрос об антипатии к иным этносам ответили 12% опрошенных. Пик негатива случился годом ранее – 20% россиян сказали что «очень часто» или «довольно часто» испытывают ксенофобию. Минимум зафиксирован в 2010 году – 10% респондентов честно признались, что нетолерантны. Таким образом, если верить этим социологическим данным, один из показателей программы давно уже выполнен и перевыполнен. Некоторые флуктуации возможны, но общая цифра на протяжении 12 лет так и держится вокруг  15% национально озабоченных. Так что, хвала небесам, можно «не париться» за результаты выполнения программы «укрепления единства».

«Основа всякой мудрости – терпение»

Истоки толерантности

Культивировать фольклорно понимаемое разнообразие этносов, наверное, проще, чем воспитать человека, способного увидеть в человеке иной национальности равного себе. Возможно ли вообще терпимое отношение к людям с другим разрезом глаз и нетерпимое к тем, у кого иная сексуальная или политическая платформа? В чем причина враждебного отношения к «другим» – тем, кто от нас отличается? Почему мы склонны объединятся с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе?

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995) и подписанной Россией, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Но толерантность как право быть иным завоевывала сознание общества не через философские трактаты и резолюции, а по необходимости. Впервые как проблема она была осознана в XVII веке в период английской революции. Тогда под знамена Кромвеля собрались представители различных религиозных сект. Оказалось, что единения не получится, если религиозное единство навязывать. Толерантность родилась, с одной стороны, как  побочный продукт религиозного плюрализма, а с другой, стала условием дальнейшего развития оного. Почему же, имея столь давнюю историю, толерантность по-прежнему труднодостижима в сознании отдельных граждан и народов? Возможно, причины кроются в воспитании. В детстве эгоцентрическая позиция по отношению к другому – норма. Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам – он страдает от голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он  требует удовлетворения своих базовых потребностей плачем – тем инструментом, который ему доступен. Другие люди служат средством удовлетворения витальных потребностей. Как и детский эгоцентризм, агрессия – также эволюционно заложенный механизм, способствующий выживанию и биологическому процветанию вида. Первое «терпи» говорят родители, и, по сути, это встреча природных потребностей индивида с требованиями общества и культурной среды. Но еще много лет ребенок учится воспринимать мир с позиции другого человека. Самооценка – во многом результат оценки нас другими людьми. Отношение к другому становится центром формирования собственной личности. Если этого развития не происходит, когнитивная сложность мира не возникает. Свой «пуп земли» – в центре, остальные остаются на периферии плохо различимыми и обезличенными стереотипами. Отсюда берет начало расовая и религиозная сегрегация.

Вера в непогрешимость собственных убеждений дает субъективное право распоряжаться чужими «малоценными» жизнями, мешающими процветанию «высшей расы». Эту религию исповедуют различные БОРНы и ХАМАСы. Напротив, политическая и экономическая свобода предполагают, что мы доверяем своим оппонентам (или конкурентам) и понимаем, что у нас нет истины в последней инстанции и существуют другие взгляды, способные пролить свет на те или иные вещи. Толерантность по отношению к другим людям подразумевает, что мы осознаем их принадлежность к человеческому сообществу в целом и разделяем положение о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Люди имеют право отождествлять себя с другими, похожими на себя, но не должны замыкаться в этом узком круге, даже если он называется нацией и включает несколько миллионов человек.

Оксана Олейникова

 

ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ

ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА


ПРИГЛАШАЕМ!
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АКЦИЯ-ПОЕЗДКА "ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА" цикла "ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ"
28 октября – 6 ноября 2017 г.
(10 дней / 9 ночей)
Поездка в преддверии 72-й годовщины начала Нюрнбергского процесса над нацизмом и его сателлитами
Маршрут: Москва – Берлин (Заксенхаузен) – Потсдам – Дрезден – Нюрнберг – Мюнхен (Дахау) – Веймар (Бухенвальд) – Лейпциг – Берлин – Москва.
Подробности на www.mrzh.ru. Дороги памяти - дороги мира

НВ-ПАРТНЕР


Rambler's Top100