Архив Февраль, 2014

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

Опубликовано allrf в рубрике Культура

Два месяца объявленного Указом Президента РФ Года культуры уже миновало. Как стартовали? Пока мы имеем ряд шагов со стороны власти, еще не заметных для общества, но позволяющих прогнозировать определенные потуги. Речь, прежде всего, идет о намерении Администрации Президента РФ совместно с Советом при Президенте РФ по культуре и искусству разработать проект Основ государственной культурной политики до 1 апреля 2014 года, принятие которых ожидается в ноябре. Это главный стратегический документ, от которого и будем «плясать».
Пожалуй, впервые такая постановка вопроса, когда налицо идея выстраивания продуманной программы действий с государственным звучанием. Может, действительно, культура возвратится в число приоритетов государства, а соответственно, и слагаемых национальной безопасности. Реализуется, по сути, позиция бывшего спикера Совета Федерации Сергея Миронова о необходимости принятия соответствующего базового закона о культуре. Сегодня это подхвачено в Совете Федерации Федерального Собрания РФ и идет серьезная проработка нового законопроекта. Вместе с законом о культуре предстоит принять более 20 других документов, в частности, и по меценатской деятельности, и о защите отечественного кинематографа, и по другим областям этой сферы. 4 февраля как раз и состоялось заседание президиума Совета законодателей, причем с участием министра культуры В. Мединского, а также советника Президента РФ по культуре и искусству В. Толстого, которое рассмотрело вопрос формирования государственной политики в сфере культуры. ­Конечно, это заседание прошло несколько поздновато, надо было это делать на исходе 2013 года. Но главное даже не это, суть в том, чтобы документы не были декларациями и проспектами о намерениях, а содержали конкретные меры по формированию комплексного подхода госполитики в области культуры.
Соответственно, и регионы нуждаются в законе о культуре и желают принять участие в его подготовке с учетом многонациональных особенностей нашей России. Какая же сейчас ситуация в сфере культуры? Каждый из нас может привести немало проблем, которые беспокоят. Это и состояние общей культуры, и вопросы музейной деятельности, и проблемы детского кино, и библиотечное дело, и культурная деятельность на селе, неэффективное использование, а порой разбазаривание средств на реконструкцию исторических памятников (журнал писал о ситуации в Пскове). Не меньшее беспокойтво вызывает проблема доступа к культурным ценностям (прежде всего школьников и молодежи). Немало музеев, куда вход в несколько раз превышает стоимость нынешнего повышенного проезда в метро. И это не только в Москве.
Как правило, мы знаем из СМИ о достижениях в столице. Здесь немало новизны, но это тема отдельного разговора. Остановимся только на одном моменте – посещении исторических зданий посольств, как правило, два раза в год: 18 апреля (День охраны памятников и достопримечательных мест) и 18 мая (Международный день музеев). Так вот, 18 мая 2013 года в День музеев в Москве отрылись для посетителей двери 21-го посольства, которые расположены в исторических особняках. Понятно, что посольства представляют собой территории других государств, но то, что проводятся экскурсии в этих уникальных зданиях, многие из которых являются объектами культурного наследия, – безусловно, заслуга московских властей, ищущих новые пути для культурно-просветительной деятельности.
Что же касается странового аспекта, то сделан шаг вперед по реализации давно намеченного проекта российского православного духовного центра во Франции, в Париже, который возведут в непосредственной близости от Эйфе­левой башни на набережной Сены. Безусловно, это событие станет знаковым для всех россиян, в том числе и для потомков русских эмигрантов, проживающих во Франции, будет способствовать распространению православия. ­Разумеется, это один из символов российского присутствия во Франции, который будет интересен для парижан и многочисленных туристов.
Если в целом оценивать продвижение культурных достижений России за рубеж, то здесь ситуация выглядит формально благополучной. У нас немало одаренных коллективов, в том числе музеев, которые аккредитованы за границей и достойно представляют Россию. Но это очень узкий луч культурного присутствия страны за рубежом. Даже выставочная деятельность выглядит порой фрагментарно.
По-прежнему слабо представлены регионы страны. ­Далеко не все могут попасть в федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018 гг.)». По моему мнению, явно недостаточно усилий по пропаганде и продвижению русского языка, наследия знаменитых деятелей науки, культуры и искусства, наших соотечественников. Мы вообще практически не работаем по юбилеям за рубежом – от культурных до знаковых исторических дат. Что-то не удалось найти сведений о российском участии в знаменитом в Европе торжестве в октябре 2013 года, посвященном 200-летию Битвы народов под Лейпцигом.
У нас в стране интерес к чтению падает, соответственно, падает и интерес к деятельности СМИ, прежде всего печатных, у самой власти. Наверное, это влияет на то, что последние 20 лет каких-либо изданий о России на английском, французском, немецком, китайском и других языках практически нет. В лучшем случае – какие-то энтузиасты в связи с теми или иными событиями продвигают печатные версии на языках. Но это – как наша самодеятельность… До сих пор нет печатного издания (хотя копий по этому поводу сломано немало), рассказывающего о России. Или наша страна «не нуждается в рекламе»? Непонятно, чья это епархия – то ли Минкульта, то ли МИДа в лице Россотрудничества, то ли еще кого. Тема «навязла на зубах». Мы говорим о культурном присутствии в странах СНГ, но ничего для распространения информации о России не делаем. То, что можно увидеть, – это такая «микроскопическая величина» для такой великой державы как Россия. Нет самого главного – коммуникационных каналов взаимодействия, прежде всего, на постсоветском пространстве, не говоря уже о дальнем зарубежье.
А как же ситуация в регионах России? В последние два года в стране стартовало два проекта. Как не вспомнить, когда в тех же майских указах президента была поставлена задача строить в малых российских городах многофункциональные культурные центры как своего рода альтернативу дворцам культуры советского периода с современным «звучанием». К 2014 году должно быть построено не менее пяти таких центров. Минкульт вместе с регионами выбрал 13 регионов для проекта: Чеченская Республика, Рес­публика Ингушетия, Забайкальский, Красноярский и Ставропольский края, Белгородская, Калининградская, Кировская, Омская, Оренбургская, Рязанская, Томская, Ярославская области. Другим проектом являются Дома Новой Культуры (ДНК-центры). Планируется строительство пока трех: в Калуге, Первоуральске (Свердловская область), на острове Русский во Владивостоке. Но все это предназначено для городских территорий, и оба проекта предусматривают размещение в густонаселенных райцентрах. А как же быть селянам? Им не позавидуешь: как правило, здания сельских клубов продаются местным предпринимателям из-за своей убыточности, и они уже по своему усмотрению «формируют культурную политику» на местах.
Конечно, реализовать модель общего культурного пространства для всех россиян – это несбыточная мечта при «демократических реалиях», но важно хотя бы обеспечить, чтобы это культурное пространство было единым на российских просторах (ценности, традиции и т.д.), а культурные учреждения – доступными.

Александр Никишин

http://nashavlast.ru/article_description/149/2451.html

ОЛИМПИЙСКИЙ ТРИУМФ РОССИИ

Опубликовано allrf в рубрике События

Сегодня, после окончания спортивных баталий XXII зимних Олимпийских игр, можно сказать, что грандиозный праздник красоты, молодости, силы и мастерства состоялся. Россия полностью подтвердила данные Международному Олимпийскому Комитету в 2007 году обещания и предоставила лучшим спортсменам планеты практически заново построенный город, современную инфраструктуру лучшего качества, комплекс спортивных площадок мирового класса. Фейерверк выдающихся спортивных достижений, которым аплодируют зрители, болельщики в Сочи и всюду на Земле, где доступны пресса, радио и ТВ, стал естественным продолжением огромных усилий организаторов и строителей сочинского феномена. Здания и сооружения, тоннели и мосты, линии связи и электроэнергетики, автотрассы, железнодорожные пути и многое другое составляют великолепный образец суперсложного объекта, созданного в короткий срок людьми и для людей.
Ясно, что новостройка такого уровня и масштаба не могла обойтись без острой полемики в СМИ о затратах, способах привлечения необходимых средств, об экологии, интересах переселенных сочинцев, о последующей судьбе всего олимпийского комплекса. Зачастую мнения были противоположными, цифры и факты резко различались – в зависимости от политической позиции, которую занимает тот или иной участник дискуссии. Не будем погружаться здесь в круговерть аргументов, в горячие эмоции ­сторонников и противников Сочи-2014 не только по причине рамок короткого комментария, но и потому, что всему свое время. Думается, именно оно выявит все слагаемые олимпийского строительства, его ближайшего будущего, все «за» и «против» проведения Игр здесь и сейчас. Кроме того, есть уверенность, что нынешний уровень гласности, информированности в гражданском обществе страны обеспечит объективный анализ этих непростых проблем. А пока насладимся потрясающими спортивными состязаниями, новым обликом Сочи, великолепием здешней природы!
Зимние Олимпийские игры явили миру лучшие образцы элитарного спорта, бесподобные свидетельства человеческих способностей, помноженных на любовь, характер и хороший азарт. Мы зримо присутствуем на панораме человеческой мощи и слабости, удач и просчетов, благородства и лукавства. Какое поразительное зрелище! Но всякий раз, когда ликующие победители вступают на свой пьедестал и получают награды, невольно приходит мысль: это настоящие герои, выдающиеся представители «спорта высших достижений». Российская команда одержала блестящую победу в командном зачете, завоевав 33 медали, 13 из которых – золотые. Это поистине драгоценный сплав высокого мастерства, молодости, патриотизма и мужества! А мы, обычные люди, сможем ли хоть однажды приблизиться к феномену такой победы, испытать такую же радость и гордость? Вот почему искренне хочется, чтобы высокая энергетика Сочи-2014 не иссякла, не растворилась в буднях, а перетекла в массовые физкультурные проекты, в воспитание новых спортивных талантов в народной гуще, в российской глубинке, там, где слова «керлинг», «скелетон», «шорт-трек» и им подобные пока чужеродны. Зимняя Олимпиада доказала, что россиянам такие задачи вполне по плечу.

http://nashavlast.ru/article_description/149/2451.html

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СОЧИ?

Опубликовано allrf в рубрике Дискуссионный клуб

«Великая нация не может спокойно жить и преуспевать, нарушая нравственные требования». В.С. Соловьев

Отгремели фанфары Сочинской Олимпиады. ­Безукоризненная организация и проведение мероприятий, блистательные выступления и подлинный триумф российских олимпийцев – демонстрация роста авторитета нашей страны. ­События Олимпиады несколько отвлекли нас от реальной жизни, где не всё так радужно. Состояние экономики, промышленности, малого бизнеса и многое другое – это беспокоит население. Замедление темпов роста переползло на 2014 г., промышленность показывает нулевой рост, валютные резервы тают на глазах. Только за первую неделю февраля они сократились на $8,7 млрд, а за предыдущий год потеряно резервов на $42 млрд. Снижаются ценность рубля (растет только валюта), инвестиции (за год на 7%), реальные доходы населения (но растут потребительские расходы). Даже рекордное количество добытой нефти в прошлом году (523 млн т) не привело к удешевлению бензина. В 2013 г. его цена выросла на 5,7%. В США же цена на бензин снижается, тем самым автовладельцы экономят в месяц $100, и растет само производство топлива. Уже треть россиян считает, что государство находится в экономическом кризисе, а 31% – что существует реальная угроза кризиса. ­Таковы данные ФОМ. По мнению 38% россиян, в настоящее время экономическая ситуация в стране ухудшается.
Наша любимая страна пока еще мало «оборудована» для счастья и для жизни. Мы можем сплотиться поголовно в атмосфере олимпийских состязаний, болея за наших, но российское общество в эпоху потребления во многом неблагополучно и агрессивно. Угрозы и страх идут рядом, снижается позитив, провоцируется недоверие, что приводит к разобщенности общества, где много хорошего утрачено в человеческих отношениях. Сегодня до 70% граждан относятся с подозрением друг к другу, считая излишнее общение опасностью для себя, детей и близких.
На нас влияет и небезопасные окружение, среда и масса другого. Показателем разрушения детского здравоохранения является коэффициент младенческой смертности в 12% (в Японии в 3 раза меньше). Слагаемые бытия – и общая депрессия, и постоянное снижение политической и социальной активности, немало проблем с посягательством на общественную нравственность, с прямым нарушением правопорядка. Растет преступность среди подростков, которая за 2013 г. увеличилась на 5%. А наша российская школа, по мнению многих, – «конвейер» бесконечных требований с обильной документацией, где ученик – скорее «заложник» системы, нежели объект воспитания. Беспокойство вызывает молодежь, пораженная повсеместным нигилизмом и неприятием происходящего. Отсюда немало примеров девиантного поведения, связанного с уходом от реалий. 3699 интернет-страниц с информацией о способах самоубийства и призывами к суициду закрыл Роспотребнадзор с ноября 2012 г. И до 70 тыс. молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет ежегодно умирают от наркотиков.
Практика показывает, что та же безопасность воспринимается современной властью как сохранение жизнедеятельности сложившегося режима, но отнюдь не рядовых граждан. Трудно согласиться с «постановочностью» действий (и их растущей амплитудой), которые напрямую затрагивают повседневную жизнь россиян. Клептократические устремления многих во власти явно противоречат национально ориентированному государственному развитию, когда наряду с «экономическим» рейдерством уже в ходу и «политическое». Запретительный законодательный тренд набирает силу. Увеличение запретительных мер дискредитирует и власть, особенно когда они становятся невыполнимыми. Дикий случай с принуждением к уходу из жизни контр-адмирала Апанасенко – показатель антигуманности и бесчеловечности даже в медицине. Кстати, Россия по доступности наркотического обезболивания занимает 38-е место в Европе и 82-е в мире. В России доступность таких препаратов (по данным ВОЗ и ООН) в 180 раз ниже, чем в Германии.
Социальные расслоения колоссальны и негативно сказываются на обществе. Нормой становится появление все новых лиц из бывших губернаторов и мэров в среде отечественной компрадорской буржуазии, не связывающих свое будущее с Россией. Повышение зарплат высокопоставленных чиновников не идет им на пользу, а вызывает лишь раздражение и негодование. Как не вспомнить слова древнего Сенеки: «Золотая узда не сделает клячу рысаком».
Ощущение намеренности иных ДЕЙСТВИЙ, а точнее БЕЗДЕЙСТВИЙ, не покидает, когда даже темы исторической памяти и национальной гордости в преддверии 70-летия Победы не задевают «душевные струны» многих в «высоких» кабинетах и нет консенсуса по ряду событий Великой Отечественной войны.
Разве это не угрозы безопасности страны? Мы хотим видеть Россию развитой социально-экономической, дееспособной страной, где каждый гражданин хочет и может жить на Родине, а Отечество – пригодным во всех смыслах для бытия. Нам нужны реальное продвижение национальных ценностей, нацеленность на интеграцию с мировым сообществом. Нам нужны национально ориентированные политики и предприниматели, национально ориентированные ученые и спортсмены. Только с верой в добро и думой о лучшем будущем для страны, на основе совместного созидательного труда мы сможем добиться большего.

Александр Новиков

http://nashavlast.ru/article_description/149/2451.html

ПАРТИЙНАЯ РАНЖИРОВКА

Опубликовано allrf в рубрике Политландшафт

В последнее время существенно изменилась ситуация в формировании политической системы. Полностью изменилось законодательство, касающееся деятельности политических партий. Тренд нашего времени: отсутствие монопольной лицензии на политическую деятельность, многообразие партий, возврат к одномандатным округам на выборах. Да и сами парламентские партии ощущают ежедневно «напор» со стороны новых непарламентских партструктур.
Вспомним: весной 2012 года по предложению Президента В.В. Путина Госдума приняла закон, понизивший минимальную численность для регистрации партии до 500 человек. Ведь до 2010 года требовалось иметь в партии не менее 50 000 человек, а с 2010 года – не менее 40 000. Казалось бы, этот шаг должен был либерализовать партийное строительство в целом. Но многие считают (и прежде всего представители парламентских партий), что это в определенной степени «издевательство над демократией». Та же ЛДПР считает, что необходимо увеличить порог численности для регистрации политической партии до 5000 человек. Несколько цифр: с мая 2012 года по 1 июня 2013 года в России были зарегистрированы уже 71 партия и 112 оргкомитетов, ставящих целью создание политической партии. По данным на декабрь 2013 года, в Минюсте прошли регистрацию уже 76 партий. Как видим, число их растет…
Но с количественным ростом, свидетельствующим о своего рода эпидемии «партийных карликов», которых нарекли «спойлерами», немало и других проблем, которые выходят уже на рассмотрение федерального центра. Так, правительство на ноябрьском заседании 2013 года предложило ограничить размер ежегодных взносов членов партий и кредитов для партий от юридических лиц и граждан. Это дало основания для внесения поправок в федеральный закон о политических партиях. Задача – дальнейшее совершенствование финансовой прозрачности отечественной партийной системы. Тем самым новые законодательные нормы вводят новые правила наполнения партийных касс за счет членских взносов и займов.
Как было раньше? Например, политическая партия, участвуя в выборах, порой получала временное финансирование на общих основаниях, а иногда и на сверхльготных условиях. После выборов же кредиты выплачивались порой за счет третьих лиц. Ни для кого не секрет, что задолженности по кредитам кредиторы могли списать или давать средства на «своеобразных» условиях, обходя существующие ограничения, которые действовали для пожертвований. На ноябрь 2013 года размер годовых пожертвований для политических партий был ограничен 43,33 млн руб­лей от юридического лица и 4,33 млн рублей от одного физического лица. Сам премьер-министр Д. Медведев тогда заявил, что законопроектом предлагается ограничить максимальную сумму кредита 5-кратным размером ежегодного пожертвования. Деньги получаются немалые – около 216 млн рублей от юридических лиц и 21 млн рублей от физических лиц. Кстати, партии обяжут раскрывать информацию о зай­мах, публиковать информацию о процентной ставке и сроке кредитного договора и др. Вводится обязательный аудит бухгалтерской отчетности партий, получающих государственное финансирование. Еще одним ограничением становится размер годовых членских взносов: в течение года эта сумма не может превышать 4,33 млн рублей. То есть власть делает все для того, чтобы установить новые нормы прозрачности политической системы.
Вместе с финансовой прозрачностью деятельности партструктур немало вопросов возникает и по дуб­лированию названий, схожих с уже зарегистрированными. Это характерно для новых партий. Примеров тому немало: среди зарегистрированных на сегодня партий три позиционируют себя как коммунистические (КПРФ, «Компартия социальной справедливости», «Коммунисты России»), четыре содержат в своем наименовании слово «гражданская» («Гражданская сила», «Гражданская платформа», «Гражданская позиция», «Гражданская инициатива»), пять названий партий ­содержат в том или ином ключе слово «справедливость» («Справедливая Россия», «Компартия социальной справедливости», партия «За справедливость», партия «ЧЕСТНО (Человек, Справедливость, Ответственность)», Российская партия пенсионеров за справедливость).
Мы любим кивать на зарубежный опыт, практика чаще всего такая: если основная идеологическая компонента указана в названии партии, то другие не могут уже использовать это название. То есть, одна либеральная, социалистическая, коммунистическая и т.д. И разумным является реализация поправок для запрещения использования аналогичных названий. На практике же все мы были свидетелями, когда Минюст перерегистрировал партию «Родная страна» под новым названием «Народный альянс», хотя так называлась партия сторонников того же А. Навального, которая провела 17 ноября 2013 года свой учредительный съезд. Тяжба налицо. В свою очередь, претензии к этому же названию высказывает и О. Митволь, первый зарегистрировавший партию «Альянс зеленых – народная партия». Многие считают, что название, прозвучавшее на учредительном съезде и утвержденное там, должно быть закреплено за партией, даже если она не зарегистрирована. Такое мнение разделяют и представители парламентских КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Но «свежие» партийцы думают иначе. Представитель «Народного альянса» (бывшей «Родной страны») В. Петриенко считает такой подход неприемлемым, доказывая, что съезд – это еще не все, и одно название партию не делает.
Наряду с изменениями в законодательстве, которые совершенно понятны, граждане становятся порой безучастными «зрителями» нового витка развития партстроительства. И это пошло после сентябрьских выборов 2013 года. Представители Комитета гражданских инициатив, опубликовав доклад «Рождение новой парадигмы выборов», пришли к выводу, что российская партийная система уже никогда не будет прежней. Конечно, это связано с представительством новых партий в органах власти, которое значительно выросло. Но это еще не означает расцвет реальной многопартийности. Все больше суждений о предпосылках создания в стране двухпартийной системы. Идея такой модели якобы принадлежит Администрации Президента РФ. Разговоров много: с одной стороны, получается «Единая Россия», с другой – партия левого толка. Какая – вопросов пока больше. Наряду с этим в декабре 2013 года интересные заготовки о состоянии и перспективах партийной системы опубликовал Фонд развития гражданского общества. И здесь мы возвращаемся к количественному росту партий, который не привел к более качественной работе с избирателями. Говоря «марксистским» языком, количество явно не перешло в качество проводимых дел. Потому в докладе фонда выдвинуто предложение разделить или, можно сказать, «ранжировать» все российские партии по лигам: высшая, первая и вторая.
В высшую лигу входят те, что представлены в парламенте – четыре сегодняшние парламентские партии («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР).
Первая лига – те, кандидаты от которых прошли по спискам в заксобрания регионов, таких сегодня восемь («Патриоты России», ЯБЛОКО, «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС, «Родина», «Коммунисты России», «Правое дело», Российская партия пенсионеров за справедливость).
И вторая лига – оставшиеся партии.
Как стимулировать партии к реальному участию в выборах? И здесь тоже в докладе несколько мер. ­Например, партиям, победившим на выборах в заксобрание, могут быть предоставлены равные условия по участию в выборах в Госдуму с партиями, уже представленным в ней. То есть, не собирать подписи. Но если партия не сможет обеспечить свое представительство, неважно, на каком-либо одном из уровней, федеральном, региональном или муниципальном, или не принимает участие в выборах на протяжении двух электоральных циклов, то ей предстоит повтор процедуры своей регистрации. В свою очередь, структуры, которые в течение трех электоральных циклов подряд не пройдут на выборах, должны поменять свой статус и войти в когорту общественных объединений. Такие ранжировка и меры, по замыслу авторов, безусловно, сократят количество участников политических состязаний. Экспертное сообщество в этом ключе предлагает еще дополнительные меры, среди которых, например, запрещение выдвижения законодательных инициатив в первые два года работы в парламенте, если их нет в предвыборной программе. Сами же партийцы, особенно «молодые», с тревогой относятся к попыткам нововведений.
Впереди – будущие парламентские выборы 2016 года. 14 февраля, Госдума приняла окончательно закон о собственных выборах с немереным количеством поправок, который подписал президент. Парламентские структуры нашли консенсус, например, определяя критерии для участия политических партий в предстоящих парламентских выборах. ­Прежде всего, это касается «фильтров» для допуска партий к выборам. Общей позицией является понимание, что свободно участвовать в парламентских выборах смогут партии, набравшие в ходе предыдущей кампании не менее 3% голосов или имеющие представительства в региональных заксобраниях.
Таких партий на сегодня 12: четыре парламентские, а также ЯБЛОКО, РПР-ПАРНАС, «Гражданская платформа», «Патриоты России», «Правое дело», «Родина», «Коммунисты России» и Российская партия пенсионеров за справедливость.
Остальные же зарегистрированные партии для допуска к выборам станут собирать подписи – 200 000 подписей избирателей. С выборами по одномандатным округам ситуация схожая. Партии, допущенные до выборов – без сбора подписей или с ними, смогут таким же путем выдвигать своих представителей-одномандатников. Все же остальные потенциальные кандидаты будут собирать 3% подписей жителей своего округа.
Такого рода «заградительный барьер» – явный способ отбраковки неугодных участников. Это одно из самых весомых достижений в числе поправок к президентскому законопроекту о выборах депутатов Госдумы. Президентский проект, принятый в первом чтении еще в апреле 2013 года, предусматривал, как известно, возврат к смешанной системе комплектования нижней палаты парламента: 225 депутатов избираются по партийным спискам, 225 – по одномандатным округам. Всего поступило более 600 поправок. Парламентарии считают, что разработанные выборные подходы, согласованные всеми парламентскими партиями, будут оптимальны. И тому есть основания.
В свою очередь неспокойно в стане оппозиции. Складывается впечатление, что ныне действующая оппозиция явно не стремится к долгосрочным союзам. Путь союзов и единых партий – это долгий и сложный путь. Сама партийная конфигурация в стране и позиция властей создают условия для объединения. Вместе с тем идут упорные разговоры о возможном расколе в РПР-ПАРНАС, который связан как с внутренними идеологическими противоречиями, так и, безусловно, с лидерством.
Но есть и январский пример уже нынешнего года, когда «Альянс зеленых» объединился на съезде с «Социал-демократами России» в стремлении создать новую левоцентристскую партию. Бывшие потенциальные соперники на выборах губернатора Московской области Г. Фетисов и Г. Гудков встали во главе «Альянса зеленых и социал-демократов». ­Прошедший январский съезд стал учредительным, а новый альянс вобрал в себя и совсем «маленьких» – «Партию свободных граждан», «Свободу и справедливость», «Колокол». ­Обозначена текущая задача: сотрудничество с другими оппозиционными структурами на сентябрьских выборах в Мосгордуму. Очевидно намерение сотрудничать со сторонниками А. Навального и ­ПАРНАСа. Есть информация о переходе и ряда «справедливороссов» в новую структуру.
Почему произошло такое объединение? Суть, по всей видимости, с одной стороны, в общих целях, а с другой – в консолидации усилий в ближайших политических кампаниях.
Все это показывает, что предстоящие выборы 2014 года и, соответственно, парламентские 2016 года будут явно нелегкими.

 

Александр Никишин

http://nashavlast.ru/article_description/149/2451.html

 

ГЛАВНЫЙ ВРАГ ГОСУДАРСТВА

Опубликовано allrf в рубрике Власть

Характерная деталь нашего общественного сознания: говоря о коррупции, обсуждая очередной скандал с пойманными на воровстве начальниками всех калибров – будь то постовой гаишник или замминистра, – мы относимся к этому мерзкому явлению как к обыденному. Привыкли, смирились, не возмущаемся, лишь дивимся слегка, видя в телерепортажах груды рублей и долларов, которые оперативники вытряхнули из загашника арестованного коррупционера. И будто не понимаем, что это реальные факты деградации общества и государства, прямая угроза нашему существованию… В чем же основная, базисная причина того, что коррупция утвердилась в жизни россиян как ее неотъемлемая часть, что она пронизывает все социальные сферы сверху донизу? С этого вопроса началась наша беседа с членом Совета по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте РФ, председателем общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кириллом Кабановым.

– Конечно, столь масштабное и укоренившееся повсеместно явление не могло возникнуть само по себе, в результате преступного образа мыслей каких-то отдельных людей. Я полагаю, что сегодняшняя коррупция в России есть прямое следствие проигранной нами идеологической войны, когда вместе с распадом СССР рухнула и коммунистическая идеология, а вместо нее у миллионов людей не осталось ничего, что можно было бы назвать системой общественных гражданских принципов. Понятно, что идеалы построения коммунизма не выдержали проверку практикой, в них мало кто верил без оговорок, но это была государственная структура политических ценностей, ясно говорившая, что такое «хорошо» и что такое «плохо». И вот – вакуум, не на что опереться, старые ориентиры разрушены, новые не возникли…

– А как же хлынувшие к нам через прозрачные границы «общечеловеческие идеалы», убедительно подкрепленные материальными доказательствами: автомобили, одежда, еда, фильмы, музыка, напитки? ­Резкий контраст с советской серостью и поделенной на всех почти поровну бедностью?
– Но в том и дело, что никто всерьез не думал, в результате какого труда и общественного устройства возникают действительно превосходные достижения рыночной экономики и развитой демократии. Безусловно, это была не вина, а беда множества россиян, вынужденных плыть по очень нелегкой перестроечной жизни без руля и ветрил. Но были среди нас и те, кто сразу смекнул, что, пока государство едва дышит от слабости и болезней, есть крупный шанс поправить личное финансовое здоровье, выйти за пределы социалистических «окладов» и «премий» совсем к другим, серьезным, как принято говорить, деньгам. Я говорю о российском чиновничестве, о государственных служащих, которые в массе своей подменили объект служения: не государству, а себе.
Сегодня коррупция в России – не просто криминальное явление. Это чрезвычайно доходный бизнес (по подсчетам экспертов, его объем около $300 млрд в год) и основа новейшей идеологии большинства чиновников. Система взглядов здесь проста: вся территория страны, все ее ресурсы есть потенциал личного обогащения там и тогда, где и когда конкретный госслужащий имеет властные полномочия, может разрешать или не разрешать.

– Почему сложилась эта уродливая ситуация?
– Основная причина – в непрозрачности власти, ее безотчетности перед гражданином и обществом. ­Кроме того, у нас практически отсутствует понятие «репутация», соответственно, нет и репутационных рисков, когда облеченный властными полномочиями человек может мгновенно потерять доверие избирателей и подчиненных. ­Нашим начальникам, избранным или назначенным, на это наплевать. А такое отношение к общественному мнению – результат отсутствия политической конкуренции, то есть возможности гражданина или общности людей влиять на политические и социальные процессы. Чиновничество выстроило крепкую стену между собой и обществом, живет по своим и только своим законам. Это крайне опасно для будущности страны, поскольку исчезает реальная политика. ­Пресловутое правило «никак нельзя, но за деньги можно» попирает государственную дисциплину, парализует нормальную селекцию кадров, плодит звериный эгоизм и аморальность. Как этот сгусток скверны влияет на молодежь – и говорить не приходится…

 – Но можно ли стричь всех чиновников под одну гребенку?
– Конечно, коррупция «высшего эшелона» отличается от низовой. ­Мотивация для миллиардеров и крупных чиновников – институциональная, т.е. возведенная в ранг общей закономерности алчность, а государственная служба для них – работа в своей корпорации, в клане, в стае. Для врача, учителя и любого рядового чиновника мотивацией является пример начальника, ­ворующего миллионы, низкая социальная защищенность, отчетливое понимание системности и всеобщности торговли властными полномочиями. ­Российская ­коррупция ­принципиально отличается от западной: на Западе взятку инициирует, как правило, отдельно взятый гражданин для получения более выгодных условий, а у нас – бюрократия в целом, создавая избыточные функции контроля, административные барьеры. Делается это абсолютно осознанно.

 – Следовательно, как всякий крупный бизнес, коррупция постоянно стремится к росту?
– Да, казнокрадство энергично расширяется с помощью лоббирования своих интересов. Формула здесь очевидна. Государственные функции – основа административного ресурса. Этот ресурс – «орудие производства» коррупционера. ­Госфункции формируются правовой базой. Эта база создается под неусыпным контролем тех, кто кровно заинтересован в сохранении существующего порядка вещей. И круг замкнулся. Вот почему, несмотря на то что В. Путин реально понимает размеры угрозы, изменить ситуацию крайне сложно. ­Клептократия в постсоветской России фактически превратилась в особый класс.
А вот организованной, системной силы, противостоящей ей, в обществе пока нет.

– Тем не менее, что может предпринять государство для самозащиты от этой беды?
– Для решения проблемы низовой коррупции крайне важным фактором является социальное стимулирование (причем нужен не только высокий уровень заработной платы, но и весьма достойный размер пенсии и дополнительного социального пакета). Но на других пораженных коррупцией этажах управления эта мера теряет смысл. На сегодняшний момент некоторые чиновники даже на региональном уровне могут в ­короткие сроки стать долларовыми мультимиллионерами.
По существующей статистике, свыше 80% осужденных за взятки – представители низовой коррупции: врачи, учителя и другие мелкие мздоимцы. В этой группе практически нет глав регионов, руководителей министерств и ведомств, крупных федеральных структур, судей, сотрудников спецслужб. ­Будучи президентом России, Д. Медведев заявил в 2008 году, что это не борьба, а имитация. И что изменилось? К сожалению, ситуация такова и сегодня. В стране не было и нет ни одного процесса, в котором за коррупционную деятельность на скамью подсудимых отправляли бы одновременно с десяток чиновников вместе с их руководителями разных уровней. По сию пору действует коррупционная порука как плата за лояльность, некая феодальная связь между сюзереном и вассалом. ­Примеры известны: знатные игроки этого рынка (типа бывших руководителей Москвы, Башкортостана, Орловской области и многих других), спокойно или с минимальными проблемами покинув свои посты, тратят «заработанные» миллиарды в ближних поместьях или за рубежом…

 – Неравнодушные люди все громче говорят о необходимости конфискации и ареста имущества коррупционеров за рубежом. Каково ваше мнение?
– Для этого необходим правовой механизм, а именно ратификация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, введение понятия незаконного обогащения. А потому эта статья – уже более шести лет! – вызывает невероятно упорное сопротивление законодателей. Думаю, что пока депутатское большинство в Госдуме представляет интересы бюрократии, эта крайне актуальная норма введена не будет…
А тем временем только пресловутые откаты в госзакупках составляют ежегодно триллион рублей в карманы коррупционеров. При этом надо понимать, что оплачиваем это мы, каждый из нас. В стоимости любого товара (включая хлеб, молоко и так далее) и платеже (ЖКХ, пенсионные накопления) заложено от 10 до 40%, обеспечивающих благосостояние ­конкретных чиновников, их многомиллионные счета и дворцовую недвижимость, машины, яхты и самолеты, зарубежное образование детей.

 – Можно ли создать специальное правоохранительное подразделение, которое занималось бы исключительно расследованием коррупционных преступлений?
– В странах с самым низким уровнем коррупции нет таких подразделений. Разговоры о новой суперспецслужбе, о некоем ордене монахов-меченосцев есть, на мой взгляд, вековечная русская мечта о чуде, о волшебном решении всех проблем.
Мировой опыт доказывает, что лучшие контролеры и санитары общества – независимая пресса, эффективные суды и правильно работающий парламент. ­Борьба с коррупцией имеет высокие показатели лишь в тех странах, где активность общества постоянна, где каждый гражданин реально оценивает степень опасности этой тяжкой социальной болезни. ­Одновременно международная практика эффективного противодействия коррупции показывает, что оно должно идти сверху вниз, при этом никто – ни друзья, ни родственники – в случае нарушения законов и этических норм не может избежать ответственности.

Беседу вел Николай Илюшин

http://nashavlast.ru/article_description/149/2451.html

Мы помним... Так начиналась война

Мы помним... Так начиналась война


В 2017 году состоится очередная военно-историческая поездка "Мы помним... Так начиналась война" с 20 по 27 июня, посвященная 76-й годовщине начала Великой Отечественной войны, самой страшной и чудовищной трагедии для всех народов нашей страны. Эта поездка в формате «выездного урока истории» – новая, привлекательная, интересная форма патриотического воспитания, получившая широкий размах в стране и общественный резонанс, в том числе в СМИ. Особенность поездки – не только в самом маршруте, но и в личном непосредственном участии молодых людей в памятных мероприятиях в Брестской крепости в ночь с 21 на 22 июня. Подробности на www.mrzh.ru.

Мы помним... Так начиналась война

НВ-ПАРТНЕР


Rambler's Top100