Архив Ноябрь, 2013

СТРАНА РОДНАЯ. КУРСКИЙ СЮЖЕТ

Опубликовано allrf в рубрике Репутация

Наша многострадальная страна очень богата. Она богата недрами, угодьями, умами и еще многим – все не перечислишь. Но особенно она богата землями – как-никак, шестая часть всей земной суши. Наверное, в этом и есть основная беда!

Быть богатым всегда хлопотно! Намного хлопотнее, чем быть бедным! Необходимо заботиться о своем богатстве, думать о том, чтобы его не потерять, или чтобы его не отобрали. Принимать меры, чтобы это богатство не испортилось и не уменьшилось, а только увеличивалось, то есть приносило доход. Поверьте, это очень непросто и очень утомительно.
Я отношу себя и вас, читателей, к обычным гражданам нашей страны, не обремененным проблемами, связанными с личным богатством. Наша страна существенно отличается от всех других стран мира. Государство – одно из самых богатых в мире, а граждане, наверное, самые бедные. Кроме того, существует невероятная разница в распределении общего богатства между центром и регионами. Даже в древней римской империи не было такого перекоса в подобном вопросе. Но этим наши беды не заканчиваются. Есть еще наша родная российская бюрократия, а также принципы и правила административного номенклатурного управления, такие как «всяк сверчок – знай свой шесток», которые сейчас очень актуальны. Зная эти особенности нашего времени, все официальные руководители – члены правительства – министры, руководители правящей и оппозиционных партий, губернаторы и мэры, многие общественные деятели сидят «тише воды, ниже травы», не высовываются, чтобы не дай Бог… А ведь именно эти люди должны следить за нашим общим богатством и приумножать его. Но им не до этого. Критерии качества их деятельности абсолютно другие.
Как-то в 2008 г. по заданию Общественного совета депутатов г. Курска, кстати, не «карманного», я подготовил доклад о проблемах развития малого бизнеса в городе. В нем было обосновано, что развитие малого бизнеса невозможно, если в регионе нет денег, а значит, невозможно без успешно работающего крупного бизнеса. Соответственно, для успешного развития Курской области, по расчетам, необходимо порядка 400 млрд руб. инвестиций, вложенных в высокорентабельные виды производства, такие, например, как автомобилестроение. Только инвестиции, причем такого уровня, могут поднять регион. Они дадут деньги в виде зарплат и налогов. Что продемонстрировали губернаторы Питера и Калужской области. Наши же региональные власти гордятся 40 млрд руб. инвестиций, достаточными для строительства одного свинарника. В других регионах ситуация приблизительно такая же.
Губернаторы считают приплод своих поросят и вроде бы искренне радуются… Привычный и понятный стиль нашей жизни.
Мы же не граждане Арабских Эмиратов, где каждому гражданину в год выплачивается крупная сумма в виде доли от реализации нефти (общенародного достояния). Мы же не граждане Китая, которые полностью освобождаются от налогов, если производимую продукцию продают за рубеж, а прибыль вкладывают в развитие производства. Мы должны уважать и сохранять наш «российский менталитет», т.е. наши граждане не должны быть богатыми. И для этого все средства хороши. Вспомним профицит бюджета страны, когда при избытке денег нельзя их никуда вкладывать, чтобы не спровоцировать инфляцию и обрушить экономику, а можно только по-тихому ими спекулировать, например, покупая чьи-либо долги. Это – и необходимость включить в работу деньги Пенсионного фонда. Это и тарифы ЖКХ и энергетиков. Это и «бесплатные» образование и медицина. Это и налоги. Пока для обычных граждан они неощутимы, но если ты открываешь какой-нибудь бизнес, и если твой бизнес расположен, например, в областном центре, то существенную часть этих налогов составит налог на землю, и с ним придется считаться.
Основатель Земельного комитета и системы учета землепользователей Курска Виктор Денисов рассказывал, как в 1991 г. он с очень небольшим штатом сотрудников начинал работы по зонированию земель и как тогдашние власти скептически относились к этому. Они говорили, что это «дурь», и никому это не нужно. Однако через некоторое время они изменили свое мнение, т.к. бюджет стал пополняться, причем в значительной степени, налогом на землю. Вот тогда со всех уголков нашей страны и стали приезжать представители администраций, чтобы применить этот опыт в своих регионах. Поэтому наш регион, по данным РОСРЕЕСТРА, считается одним из лучших в стране, т.е. собираемость налогов и их объем самые высокие. Кроме того, несколько лет назад при корректировке кадастровой стоимости земель субъекта федерации были приглашены специалисты из Москвы, и они скорректировали все «по-московски». Таким образом, с точки зрения организации бизнеса и его развития, наш регион стал одним из самых неблагоприятных в России.
Подтверждение этому налицо. В вышеназванном докладе, который готовился несколько лет назад, была проанализирована экономическая судьба всех крупных предприятий города и сделан прогноз на будущее на тот случай, если в экономической политике властей не будет изменений. Грустно, но прогноз полностью оправдался. На сегодняшний день почти все крупные предприятия города прекратили или приостановили свою деятельность, а те, что еще работают, испытывают огромные трудности.
Бюджет города «спасают» подачки из области. Если бы не налоговые отчисления Железногорского ГОКа, город Курск не смог бы существовать.
Земельный налог стал чуть ли не единственной статьей доходов бюджета города, и эта особенность накладывает особый отпечаток на все, что связано с развитием города и бизнеса в нем. Из-за этого каждый строящийся на вновь выделенном земельном участке в границах Курска объект приобретает для города особое значение. И город идет навстречу застройщикам, т.е. старается им угодить. Невзирая на Генеральный план развития города, отдает под застройку такие земельные участки, которые категорически нельзя использовать для этих целей.
На одном из заседаний Общественного совета заслуженный архитектор России, главный архитектор «Курскгражданпроекта» фактически плакал, рассказывая о том, как 20 лет берег от застройки улицу Никитскую для строительства транспортной развязки – по ул. Красный Октябрь, через ул. Никитскую на мост через реку Тускарь в районе ул. Перекальского. Но на Никитской воздвигли «Балтийский банк», и строительство необходимой городу транспортной развязки стало невозможно. В Курске всем известны два здания, используемые под небольшие торговые центры, принадлежавшие до недавнего времени одному из бывших мэров, построенные также на транспортных развязках, перекрестках улицы Дзержинского с улицами 50 лет Октября и Верхняя Луговая. Все куряне помнят волну возмущений общественности против строительства торгового центра «Пушкинский» на ул. Ленина, который ну никак не вписывается в общий архитектурный ансамбль города. Это и намерение построить семиэтажный спортивно-развлекательный комплекс в парке ­Пионеров – крохотном парке, одном из четырех оставшихся в Курске. Правда, благодаря противодействию общественности, это пока не удается сделать, но решением «законодателей» города – Курским городским собранием – две трети земельного участка, используемого под парк, переведены в другую зону, разрешающую такое строительство.
Это и проблемы, связанные с застройкой исторического и культурного центра города, так называемого детинца, или кремля, в котором находится одновременно и Октябрьский собор, т.е. храм, и расположен завод «Электроаппарат», здания которого и земельный участок под ними находятся в собственности у частных лиц. Как такое могло произойти с историческим наследием, которое по закону не подлежит приватизации? Одному Богу известно. Как выяснилось, в комиссии по определению объектов, считающихся культурным наследием, недавно разрушенное здание летнего театра в парке им. 1-го Мая включали в постановление, но театр… куда-то исчез. Наверное, такова же и судьба зданий Курского детинца. А это особенно грустно в преддверии 1000-летия города, до которого осталось менее 20 лет.
Хотя городские власти тоже можно понять – «не до жиру, быть бы живу». И собственников также можно понять! Вложив немалые деньги в землю и недвижимость, они вправе, по законам бизнеса, ожидать их окупаемости, а значит, рентабельность предприятий должна быть высокой. Поэтому тут не может быть никаких разговоров ни о культурном и историческом наследии, ни о транспортных проблемах, ни о парках и зонах отдыха горожан. Никого не интересует и долгосрочная перспектива развития города. Одних интересует сегодняшняя прибыль, других – сегодняшний налог.
Вот поэтому всерьез рассматривается проект «Курск-сити», который предполагает на месте Курского детинца, или кремля, воздвигнуть комплекс из многоэтажных современных зданий, используемых под торговые центры, гостиницы и офисы крупных корпораций. Что, с моей точки зрения, является кощунством.
Такая современная, но безрадостная картина складывается сегодня в родном Курске с точки зрения землепользования.

Николай Мамаев

НАША ОБЩАЯ ПОБЕДА. ДОРОГИ ВОЙНЫ — ДОРОГИ БЕССМЕРТИЯ

Опубликовано allrf в рубрике В памяти народной

Акция-поездка военно-патриотической тематики «Наша общая Победа. Дороги войны – дороги бессмертия» в рамках проекта «МИР РАДИ ЖИЗНИ» прошла с 19 по 28 сентября 2013 года по маршруту Чехов–Тула–Орел–Курск–Прохоровка–Белгород–Харьков–Богодухов–Черкассы–Канев–Корсунь-Шевченковский–Бердичев–Киев–Брянск–Малоярославец–Наро-Фоминск–Москва–Чехов.
Поездка была осуществлена при поддержке Исполкома СНГ, Министерства обороны РФ, Министерства культуры РФ, Российского военно-исторического общества, Росмолодежи, ДОСААФ РФ, Совета ветеранов Центрального аппарата МВД России, ряда коммерческих структур Чеховского муниципального района.

В период подготовки поездки были осуществлены: контрольный проезд по маршруту акции для обеспечения договоренностей по размещению и питанию участников акции, а также проведению совместных памятных мероприятий. Были изготовлены буклеты, бейсболки, косынки, значки с символикой акции и проекта, а также подготовлены памятные сувениры и подарки со стороны администрации Чеховского муниципального района, ДОСААФ России, предпринимательских структур г. Чехова. Большую организаторскую помощь оказал председатель Московской областной думы И.Ю. Брынцалов. Содействие в организованном прохождении границы оказали структуры Центрального таможенного управления, ГИБДД по регионам прохождения маршрута, а также по территории регионов Украины – структуры ДАИ областей Украины. Организации ДОСААФ на местах оказали максимальное содействие в проведении мероприятий по маршруту акции-поездки.
Накануне поездки в Мособлдуме состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие депутат Мособлдумы В.Б. Крымов, председатель Московского областного совета ветеранов войны и военной службы генерал армии В.М. Шуралев, руководитель проекта «МИР РАДИ ЖИЗНИ» А.А. Новиков, инициатор поездки К.П. Михайлов, журналисты федеральных СМИ, изданий Подмосковья, а также Росмолодежи (проекта «Наша общая Победа»).
Поездка началась 19 сентября с митинга на Советской площади г. Чехова у памятника танку Т-34.
Инициаторами проведения поездки выступили группа бывших учеников выпуска 1968 г. и учителей школы при поддержке Объединения предпринимателей Чеховского муниципального района Московской области (председатель – Михайлов Константин Петрович). Начинания инициативной группы были поддержаны администрацией Чеховского муниципального района, губернатором и областной думой Московской области, рядом федеральных структур и общественных организаций.
Координатор поездки К.П. Михайлов отметил целый ряд особенностей акции.
Во-первых
, более 45 лет назад учителя и ученики школы №1 совершили поездку по этому маршруту, посвященную боевому пути 112 ТД / 112 ТБр / 44 Гвардейской ТБр. Сам Константин Петрович – участник поездки 1967 года. Он рассказывает: «­Более 45 лет назад я был участником поездки учеников девятых классов школы №1 Чехова, организованной учителями­энтузиастами ­Артамоновым С.В. и Никитиной И.А., по местам боевой славы танкистов. И наша инициатива-­2013 в это непростое время состоит в новом прочтении событий войны для нынешней молодежи, в повышении роли патриотических начинаний для будущего страны, а также молодого поколения Чеховского района».
Во-вторых
, акция-поездка посвящена боевому пути прославленного соединения, овеянного мужеством и героизмом в годы войны, самой орденоносной воинской части в советское время.
В-третьих
, поездка проведена в год 70-летия памятных сражений Великой Отечественной войны (Сталинградской битвы, Курской битвы, Прохоровского сражения, освобождения Брянска, начала освобождения Украины).
В-четвертых
, в рамках поездки проходили не просто памятные мероприятия (возложения венков, митинги и т.д.) – шел заинтересованный разговор об исторических событиях Великой Отечественной войны, о малоизвестных фактах боевого пути 112 ТД / 112 ТБр / 44 Гвардейской ТБр. Так, например, в январе 1943 г. в подмосковном Наро-Фоминске воинам-танкистам этой бригады были вручены 53 танка делегацией Монгольской Республики во главе с маршалом Чойбалсаном, которые были построены на средства трудящихся Монголии. Бригада стала называться «Революционная Монголия».
В-пятых
, эта поездка явилась первой заметной для общественности России и Украины акцией народной дипломатии, показывающей неразрывную общую связь народов России и Украины, единство общей судьбы наших народов в защите своей Родины в годы войны.
По сути, поездка прошла в форме выездных уроков истории нашего Отечества. За 10 дней участники посетили три города-героя (Тула, Киев, Москва), а также шесть городов воинской славы (Орел, Курск, Белгород, Брянск, Малоярославец, Наро-Фоминск).

ДЕВИЗ АКЦИИ: «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ – НАША СИЛА!»

Город-герой ТУЛА

19 сентября делегация прибыла в Тулу, где, несмотря на проливной дождь, на следующее утро состоялось возложение венка к Вечному огню на площади Победы, а также митинг с представителями областной администрации, областной думы, властных и ветеранских структур города-­героя Тулы.

«Мир ради жизни! Как гордо звучат эти слова! Немногие люди осознают, как тяжело досталась нашим дедам, прадедам эта победа. Я готова каждый день благодарить ветеранов за нашу жизнь, за мир на земле. Благодаря этой акции я осознала всю важность памяти победы в войне 1941­­1945 гг. Мы посетили множество городов воинской славы. Встретили самых искренних и добродушных людей. Я не ожидала, что у нас будут настолько теплые встречи». Участник поездки Ольга Зобова

«События Великой Отечественной войны – самая чудовищная трагедия в истории человечества. Я, принимая участие в патриотической поездке, посвященной событиям Великой Отечественной войны, получила незабываемые впечатления. Я впервые участвую в таком исключительно важном и нужном мероприятии, посвященном памяти воинов­­танкистов 112­­й ТД / 112­­й ТБр / 44­­й Гвардейской ТБр. Ведь в моем родном городе Чехове на центральной площади – Советской – стоит танк, символизирующий начало боевого пути этого воинского соединения. Никогда не забуду, как тепло и сердечно встречали нас ветераны и молодежь в городах воинской славы, а их было на нашем пути шесть: Орел, Курск, Белгород, а на обратном пути – Брянск, Малоярославец, Наро­­Фоминск. Такие моменты никогда не уйдут из памяти каждого, кто побывал в этой поездке, посвященной боевому пути 44­­й гвардейской танковой бригады. Все мы признательны организаторам этой уникальной акции, особенно необходимой для нынешней молодежи. Мы и дальше останемся активными участниками проекта «МИР РАДИ ЖИЗНИ». Участник поездки Мария Глухова

Город воинской славы ОРЕЛ

20 сентября делегация посетила город воинской славы Орел, где в сквере Танкистов состоялось торжественное мероприятие с возложением венка в память участников Курской битвы на Орловской земле, а также встреча с представителями регионального отделения ­ДОСААФ и областного совета ветеранов, с депутатами областного совета.

«Теперь я уверена, каждый человек должен знать свою историю, ведь не зная прошлого, не построишь будущего. Как это важно не забывать то, что сделали для нас ветераны. Как страшно то, что они испытали в годы войны. Как жаль, что мы вспоминаем об этом лишь 9 мая. Именно поэтому я считаю, что такие поездки должны осуществляться как можно чаще, чтобы новое поколение ни в коем случае не забывало тот ужас, что выпал на долю наших бабушек и дедушек, ведь иначе повторится война… Жестокая и беспощадная». Участник поездки Виктория Баранова

«Следующим городом на нашем пути был Орел, и вот тут жители нас поразили! Парни и девчонки, подопечные ДОСААФ, встречали нас маршем, сменой караула у Вечного огня, и было так приятно, что эти молодые патриоты выбрали служение России». Участник поездки Дарья Ломакина

 «А знаете, я никогда не задумывалась до этого о войне. Была и была, выиграли – и спасибо… Как я была глупа и слепа, как больно мне сейчас за то, что я так поздно осознала всю сущность и жестокость того времени… Как страшно было жить, какое мужество, честь и веру испытывали тогдашние девчонки и мальчишки, которым мы с вами обязаны жизнью! Как это мало – приходить на парад 9 мая и считать свой долг исполненным! Как же это мало… Я благодарю судьбу, что мне выдалась возможность поучаствовать в этой поездке – она открыла мне глаза. Правда, теперь они полны слез, но так важно знать свою историю и чтить своих героев, которых осталась так мало. Каждый город, который мы посещали, менял многое в моем сознании, в моем отношении к жизни, к памяти прошлых лет… Мне хочется поклониться каждому ветерану и хотя бы просто сказать ему «спасибо»! Это долг и честь каждого живущего в наше время, ведь эти люди подарили нам жизнь, и мы обязаны им всем, что имеем…» Участник поездки Мария Солодкова

Город воинской славы КУРСК

В этот же день участники акции прибыли в Курск, где посетили памятные места на овеянной славой земле. Торжественными и волнующими были минуты встречи членов делегации с молодежью, представителями кадетских структур города. Делегацию сопровождал заместитель председателя комитета по образованию, науки, межпарламентским связям и взаимодействию со СМИ Курской областной думы Р.С. ­Чекед. Самым запомнившимся для участников акции было посещение мемориала у деревни Яковлево, посвященного в том числе и воинам 112 ТБр. Как и везде, здесь был возложен памятный венок с лентой «От чеховчан – участников акции «Наша общая Победа. Дороги войны – дороги бессмертия» – воинам 112 танковой бригады». Ведь именно в Курской области, в районе Обояни, 112 ТБр понесла существенные потери в боевых действиях.

«Государственный музей­­-заповедник «Прохоровское поле», Корсунь­­-Шевченковский, Канев, Орел, Курск, Белгород, Богодухов, Харьков и многие другие города просто поражали нас». Участник поездки Надежда Тесленко

«В Курск я ехала с особым трепетом ­– всем известна Курская битва, одна из самых кровавых страниц истории Великой Отечественной войны. Мемориальный комплекс сразу поразил своим величием и атмосферой торжественной печали, а потом – встречи с молодежью, студентами вузов Курска, курсантами военных училищ. В том же комплексе мы почтили память погибших на атомной подводной лодке «Курск», памятник которым там установлен». Участник поездки Дарья Ломакина

«Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не застало войны. Основные знания о ней мы черпаем из книг. Но то, что я узнала и увидела за эти 10 дней, нельзя было прочитать ни в одной книге. Очень сложно выразить словами все те эмоции, что я испытала за время поездки». Участник поездки Виктория Баранова

Историческое ПРОХОРОВСКОЕ ПОЛЕ

Вечером делегация посетила историческое Прохоровское поле, знаменитую звонницу, музей Прохоровского поля, где экскурсоводы рассказывали о событиях 12 июля 1943 года, когда состоялось знаменитое Прохоровское сражение, приводили неизвестные исторические факты. Участники акции оставили памятную запись в музее битвы. Здесь же, на поле сражения, а также в городе воинской славы Белгороде на Соборной площади были возложены венки в память об участниках сражений в Курской битве в июле-­августе 1943 года.

«Десять незабываемых дней радостных, теплых и добрых встреч и знакомств, горьких слез на глазах и тяжелого камня на сердце у каждого участника поездки. Каждый город удивлял своей красотой, историей, гостеприимностью и радушием людей. Ужасающие воспоминания ветеранов о той жестокой и страшной войне – в такие моменты начинаешь переосмысливать всю свою жизнь. А правильно ли мы живем? Ведь в жизни мы все, как слепые котята. Живем лишь своими проблемами, не думая, о тех, кто подарил нам жизнь, кто погибал, мерз и голодал ради того, чтобы через много лет мы могли вздохнуть свободно, полной грудью. Ведь никто не задумался: а как живут они?» Участник поездки Надежда Тесленко

«Огромный мемориальный комплекс, интереснейшая экскурсия – ведь более тысячи танков сошлись в страшной битве на Танковом поле. Памятник в Прохоровке было видно издалека. «Свеча» (как назвал звонницу высотой более чем 50 метров патриарх Алексий) – действительно интересный памятник, удивляющий и поражающий воображение. Автор приложил не просто умение, но вложил душу и наделил ее особым смыслом и атмосферой. «Горит над Прохоровским полем священной памяти свеча…» Участник поездки Дарья Ломакина

ХАРЬКОВ

21 сентября делегация прибыла в Харьков, где совместно с представителями областной организации ветеранов войны был проведен митинг и возложен венок на городском мемориальном комплексе.

«Такое было множество эмоций на лицах ветеранов в городе Харькове, что не хотелось расставаться. Проезжая по Украине, мы увидели, как народ чтит память погибших воинов. Слезы катились из наших глаз. А глаза ветеранов были наполнены радостью и счастьем.  Очень грустно осознавать,  что, скорее всего, мы последнее поколение, которое живет рядом с ветеранами и  может видеть улыбку или слезы на их глазах. Мы сделаем все, чтобы память о них осталась навечно!» Участник поездки Ольга Зобова

«Недалеко от самого Харькова мы остановились и вышли к величественному памятнику «Родина­­мать». Я долго вглядывалась в лицо, выражающее столько чувств! Здесь и тревога, и боль, и в то же время уверенность, сила, которую истинная Мать давала своим сыновьям. Мерный ритм некоего метронома, который, как я понимаю, является неотъемлемой частью памятника, погружает в атмосферу скорби и задумчивости, там не хочется громко говорить и кажется суетным и маленьким то, что происходит вокруг. Ветераны рассказали, какие мероприятия проводятся у них для молодежи, да и не только. В ходе встречи не раз говорилось о том, что дружба между Россией и Украиной будет всегда, что им приятно, что мы посетили их землю, не проехали Харьков стороной. Прощались тепло, как давние знакомые, и в глазах ветеранов я видела неподдельное сожаление, что мы их оставляем. Да и самой о многом хотелось расспросить! Там остро осознавалась ценность каждого мгновения, которое мы имеем возможность провести с ветеранами. Время, сэкономленное на границе, дало нам возможность после обеда проехать по центру Харькова. Никогда не думала, что это такой красивый город! Ощущения были схожи с первым моим визитом в Петербург: хотелось фотографировать каждое второе здание – столь искусна была архитектура. В сердце навсегда поселилось желание непременно посетить Харьков еще раз, пройтись по его улочкам и площадям». Участник поездки Дарья Ломакина

БОГОДУХОВ и КАНЕВ

Затем мы отправились в Богодухов, где похоронен бывший командир 112 ТБр полковник М.Т. Леонов. Более 300 жителей города Богодухова – от мала до велика, включая ветеранов Великой Оте­чественной войны пришли на митинг. Вместе с представителями районных и городских властей в нем приняли участие и члены нашей делегации – руководители, ветераны и представители молодежи. Митинг закончился церемонией возложения венков и цветов к братской могиле воинов 112 ТБр. 22 сентября делегация посетила город Канев, музей Т.Г. Шевченко, а также его могилу и памятник над Днепром. Следующий 2014 год – год 200-­летия со дня рождения великого Кобзаря. Именно поэтому в планы делегации было включено посещение музея великого сына Украины, а также посещение могилы советского писателя А.П. Гайдара. Заинтересовала участников поездки и экскурсия в музей Корсунь­-Шевченковской битвы, где мы увидели многочисленные документы и исследования, посвященные этому знаменитому сражению. К сожалению, российских групп практически в этом музее не бывает.

«Следующим пунктом на нашем маршруте был городок с многозначительным именем Богодухов. На подъезде к Вечному огню весь автобус ахнул – наверное, половина городка пришла на площадь встретить нас! С музыкой, улыбками, несмотря на дождь. Взрослые, дети, школьники, ветераны…  Богодухов – очень важный пункт на нашей карте. Ведь именно здесь находится могила Леонова, доблестного командира 112­­й ТД, который был тяжело ранен осколком, от чего впоследствии скончался. Ко мне подошла женщина и спросила, нет ли с нами внуков Леонова. Она сама внучка солдата, который сражался под командованием Леонова. Здесь всё связано с его именем. Главная улица, судьбы жителей… И то, что среди пришедших почтить его память, много детей, дает надежду, что имя это будет чтиться долгие годы и подвиги не предадутся забвению. Уже перед отъездом глава Богодухова рассказал нам об интересном совпадении – на центральном стадионе лежит резиновое покрытие с чеховского завода! Мы еще больше почувствовали, как тесно связаны наши города, объединенные победоносным маршрутом 112­­й танковой дивизии». Участник поездки Дарья Ломакина

«В преддверии 200­­летия со дня рождения Т. Шевченко мы посетили Канев, где, преодолев 365 ступенек по лестнице, поднялись к музею знаменитого украинского поэта и писателя, а также к его могиле. Сверху нам открылся прекрасный вид на могучий Днепр – «старый Днепр под кручей». Участник поездки Мария Глухова

БЕРДИЧЕВ

23 сентября мы полностью провели в городе Бердичеве. 112 ТБр (44 Гвардейская ТБр) получила наименование «Бердичевской» за мужество и героизм, проявленные при освобождении Бердичева от немецко-­фашистских захватчиков. Здесь состоялись не только митинги и возложения венков с отданием воинских почестей (воинский салют) с непосредственным участием представителей местных властей в лице заместителя главы администрации И.О. Демуся, но и посещение одной из школ города, где совместно с ветеранами мы смотрели литературно­музыкальную композицию, посвященную событиям Великой Отечественной войны, в которой участвовали педагоги и ученики.

«Бердичев начался официально – с утра мы направились к памятнику партизанам, где возложили венок и цветы. В памятнике этом заключено послание от комсомольцев 1968 года комсомольцам 2018 года. Затем мы поехали к танку Т­­34, где нас ждали жители Бердичева: как только мы вышли, школьники встретили нас с цветами, а оркестр – торжественной музыкой. Выступления представителей администрации города, детей, ветеранов, молодежи были теплыми и искренними. Затем мы направились в костел ордена Босых Кармелитов, где послушали историю возникновения этого католического ответвления. И там же, на территории этого древнего здания, мы возложили цветы к памятнику первых массовых расстрелов 1941 года, прямо на том месте, где они были совершены. Музей истории Бердичева поразил количеством и широтой тематики экспонатов – экскурсовод вдохновенно рассказывала нам о временах древнего Бердичева, о великих людях, так или иначе связанных с городом. Есть в музее и залы медицины, образования, и отдельный стенд, посвященный 44­­й танковой бригаде. Это неудивительно, ведь она даже получила почетное наименование в честь этого города – Бердичевская. А после музея мы поехали в школу №12, где для нас подготовили концерт. И вот тут очень сложно описывать, потому что эмоции были настолько сильными, что когда начинаешь говорить о них, кажется, что слова слишком мелки и не способны показать, насколько, до глубины души, мы были поражены и тронуты этим концертом. Слезы, вызванные искренностью школьников и учителей, выступающих в сценах о войне, исполняющих военные песни – их нарочно не выдавишь. Видно было, как от души выступает каждый, кто выходит на сцену! Долгим было прощание, ведь никто не хотел расставаться. После интересной и, опять же, с душой проведенной обзорной экскурсии по Бердичеву (а день стоял погожий и солнечный) мы направились на цирковую базу недалеко от города, где занимается студия Rizoma, а также тренируются другие циркачи, например, знаменитый Cirque Du Soleil. Но в тот день не канадские звезды были в центре внимания. Маленькие воспитанники студии Rizoma – вот кто покорил наши сердца! Что они делали на сцене! Юные циркачи показывали чудеса гибкости, равновесия, артистизма, за что мы дарили им наши восторженные аплодисменты, улыбки… и торт. Бердичев стал для нас за это короткое время очень милым сердцу городом. Уезжали с чувством, что покидаем близкого друга».  Участник поездки Дарья Ломакина

«Особенно приятны были встречи на украинской земле – в Бердичеве и городе­­герое Киеве. Ведь 44­я бригада носит название Бердичевской. Памятный митинг и воинский салют с отданием почестей танкистам – освободителям Бердичева надолго останутся в воспоминаниях». Участник поездки Мария Глухова

«Благодаря поездке мое сознание словно перевернулось, я начала понимать, что действительно важно, а что простая мишура. В некоторых городах было сложно сдержать слезы от того, что рассказывали нам экскурсоводы. Мне становилось просто жутко, когда я пыталась поставить себя на место людей того времени… В наше мирное время это кажется нереальным. Меня очень радовало то, как нас ждали в каждом городе. Было совершенно неважно, дождь на улице, ветер или солнце, люди с улыбками встречали нас, и это согревало душу. Было очень приятно видеть столько ветеранов, хотелось просто обнять их и сказать «спасибо», ведь их с каждым годом становится меньше. И так страшно становится от мысли, что они не увидят: то, за что они боролись, в надежных руках, а нам есть чем гордиться. Меня поразило, сколько было молодежи. Это так важно, что они чтут и помнят подвиг своих предков. Это дает мне надежду на счастливое будущее».  Участник поездки Виктория Баранова

Город-герой КИЕВ

24 сентября делегация прибыла в город-­герой Киев. Координаторы акции совместно с ветеранами посетили Посольство РФ в Украине, где состоялся заинтересованный разговор о поездке со старшим советником И.Б. Севастьяновым. Были достигнуты договоренности об участии представителей посольства в мероприятиях 25 сентября 2013 г. и 5 января 2014 г. в г. Бердичеве, когда будет отмечаться 70­-летие освобождения города. 25 сентября совместно с советником Посольства РФ О.Ю. Сапоговым состоялось возложение венков и цветов у памятника воинам­танкистам на проспекте Победы, 52/2, у памятника Н.Ф. ­Ватутину, а также на площади Славы к Вечному огню.

«24 сентября стольный град Киев принимал нас. Первый из двух дней был посвящен знакомству с городом. Часть людей направилась в Посольство Российской Федерации в Украине, остальные же – на экскурсию в Киево­­Печерскую лавру и прогулку по городу. А в Киеве есть на что посмотреть! Величественные постройки советского времени сочетаются со зданиями, построенными при царе. И много зелени, несмотря на конец сентября! Вечером нас ждала автобусная экскурсия: мы узнали много интересного об истории Киева, а также посетили Бабий Яр. Утром 25 сентября мы возложили венки к памятнику Героям­освободителям Киева и к могиле Неизвестного солдата. Затем посетили музей Великой Отечественной войны. Это уникальный музей, который находится в постаменте статуи Родина­­Мать на Кургане Славы. Экспонаты музея, тщательно собранные и представленные в интересных композициях, открывают нам новые страницы истории, порой неприятные и страшные, порой вызывающие гордость за своих соотечественников. Описывать музей – дело неблагодарное, но он стоит того, чтобы каждый человек, особенно на постсоветском пространстве, посетил его! Внезапно на нашем пути появилась еще одна точка – музей Чернобыльской катастрофы. Эта трагедия так или иначе затронула весь Союз, и из его посещения каждый вынес что­­то новое. И совершенно потрясающим «финишем» киевской культурной ­программы было посещение Дворца ветеранов. Сначала нас познакомили с жизнью Дворца, а затем показали концерт, в котором самому младшему артисту было 55 лет. Зажигательные танцы, хоровое и сольное пение (на русском и украинском языках), частушки и даже столь популярное «стэндап­­камеди» – на украинском языке! Это в таком­­то возрасте! Мы были восхищены! У всех артистов – горящие глаза и такая заряжающая энергетика! «Главное, ребята, сердцем не стареть!» – эти слова из уст одного из выступающих сразу приобретают убедительность! Мы покидали ветеранов счастливые оттого, что нам довелось встретиться с такими людьми. 26 сентяб­ря мы поехали в мемориальный комплекс «Новые Петровцы», где встретились с группой пожилых экскурсантов с разных концов Украины. Как же они обрадовались, узнав о том, что мы из России, и о миссии нашей поездки! Это было очень приятно». Участник поездки Дарья Ломакина

«Безумно впечатлил своей красотой и практичностью Дворец ветеранов в Киеве, где нас встречали с хлебом и солью. Эти замечательные люди занимаются там вокалом и хореографией, прикладным творчеством, спортом. В здании дворца есть стоматологический, массажный кабинеты, тренажерный зал и парикмахерская, а самое главное, что все это бесплатно. Эти милые ветераны устроили для нас потрясающий концерт. Всех поразил музей Великой Отечественной войны, где нас поразили перчатки из человеческой кожи и многие другие экспонаты той жестокой войны». Участник поездки Надежда Тесленко

Посещение музея «Чернобыль» на Подоле, где представлены уникальные документы и материалы, посвященные страшной трагедии апреля 1986 г., было внеплановым, но впечатления остались неизгладимые.
Содержательной и интересной была экскурсия, организованная Киевской городской организацией ветеранов, в музей Великой Отечественной войны – самый значимый музей, посвященный военному лихолетью. В этот же день прошли торжественные мероприятия совместно с представителями Киевской государственной городской администрации, с участием 50 ветеранов Великой Отечественной войны во Дворце ветеранов, где кроме выступлений и обмена опытом состоялся праздничный концерт с участием Театра ветеранов.
26 сентября члены делегации отправились в с. Новые Петровцы на экскурсию по музею-мемориалу, посвященному освобождению Киева. Примечательно, что наша акция явилась первым событием, связанным с предстоящим 70-летием освобождения Киева (6 ноября 1943 г.). Именно здесь, в музее-мемориале, состоялась братская встреча с представителями областных ветеранских организаций всей Украины, которая закончилась совместным возложением венков и фотографированием.

Город воинской славы БРЯНСК

В этот же день вечером делегация посетила памятник «Три сестры», посвященный братским славянским народам – Украины, Белоруссии, России, где также был возложен венок от членов акции-поездки.
27 сентября состоялись мероприятия в городе воинской славы Брянске, который только что отметил 70­-летие своего освобождения. Прошла встреча в администрации области с участием заместителя губернатора А. Макарова, председателя комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской облдумы А. Якименко, руководителя областной организации ДОСААФ В. Андреева. Делегация посетила Курган Бессмертия, мемориальный комплекс «Хацунь», площадь Партизан, «Партизанскую поляну» и другие памятные места Брянщины, где были возложены венки и цветы.

«27 сентября в Брянске с утра для нас была организована экскурсия по городу. Посмотрели монумент на Покровской горе, площадь Партизан, архитектуру города, в том числе – отдельно была экскурсия на Курган Бессмертия. Там же нас встретил первый снег. В Брянском краеведческом музее экскурсовод поведала нам историю Брянского края, а затем мы выдвинулись за город для посещения еще двух объектов. Первый из них – мемориальный комплекс «Хацунь», названный в честь стоявшей там первой в России деревни, которую фашисты сожгли дотла и убили 318 жителей. Посещение его было тяжелым, ведь каждая из 28 стел в виде печи означает район Брянской области, на каждой из них написано количество сожженных населенных пунктов, количество погибших и отправленных в концлагеря. Мы возложили цветы к Вечному Огню и почтили память погибших минутой скорбного молчания. Всю дорогу до «Партизанской поляны» в автобусе была тишина. «Партизанская поляна» – огромный мемориальный комплекс. Мы посетили музей истории партизанского движения на Брянщине, посмотрели боевую технику, которая широко представлена на территории, поискали однофамильцев на Стене Славы, прошли по партизанским тропам и побывали в настоящей землянке! Сейчас «Партизанская поляна» – излюбленное место для свадебных прогулок у жителей Брянска, там очень красивое и спокойное место». Участник поездки Дарья Ломакина

Города воинской славы МАЛОЯРОСЛАВЕЦ и НАРО-ФОМИНСК

28 сентября делегация посетила город воинской славы Малоярославец, где совместно с представителями городской администрации, ветеранами, работниками ДОСААФ возложила венок к Вечному огню в центре города. Днем нас ждал город воинской славы Наро-­Фоминск, где состоялся митинг с участием молодежных организаций и структур ДОСААФ.

«28 сентября  наступил последний день нашего большого пути. Но предстояло сделать еще многое. Мы заехали в Малоярославец, где вместе с горожанами возложили венок и обменялись напутствиями. В Наро­­-Фоминске, городе воинской славы, нас встречали школьники с плакатами, нарисованными специально к нашему приезду, ветераны и простые жители».  Участник поездки Дарья Ломакина

«Двадцать четыре человека, разных по характеру, статусу и возрасту, стали одной большой семьей. Каждый вернулся домой с множеством эмоций, переосмыслением своей жизни и уверенностью в том, что близких по духу ему людей стало намного больше. А знание истории и нашей страны приведет нас всех к светлому будущему». Участник поездки Надежда Тесленко

Город-герой МОСКВА

Последним звеном в десяти­дневной акции­-поездке стало организованное посещение и возложение венка к могиле Неизвестного солдата и цветов к стелам городов-­героев и городов воинской славы, по которым проходил маршрут, от участников проекта.
Делегация также посетила Новодевичье кладбище, где похоронены военачальники: командир 112-й танковой дивизии Герой Советского Союза генерал армии А.Л. Гетман и командир 44-й гвардейской танковой бригады Дважды Герой Советского Союза генерал армии И.И. Гусаковский.

«И вот впереди – Москва! Мы приехали на главную площадь страны и вместе с присоединившимися к нам ребятами из ДОСААФ возложили венок и цветы к могиле Неизвестного солдата, к Вечному огню. Всю торжественность и значимость этого момента сложно переоценить. Потом мы прошли вдоль Кремлевской стены, где захоронены великие люди нашей страны. А завершающим пунктом стало возложение цветов к могилам Гетмана и Гусаковского на Новодевичьем кладбище. На этом кладбище захоронены известные и великие люди, ­ актеры, политики, врачи, полководцы… Красивые монументы, много цветов. И среди них – заросшая бурьяном, неухоженная могила Гетмана, человека, который вел к победе самую орденоносную боевую часть Великой Отечественной войны! Это наводит на определенные мысли. И стало теплее на душе, когда мы возложили цветы. Пусть всем теперь будет видно, что подвиги не забыты! Мы завершили свой путь в Чехове, возложив цветы к танку Т­­34, от которого начинали свой маршрут. Эта 10­­дневная поездка изменила каждого из нас, открыла нам на многое глаза, обогатила знаниями и подарила незабываемые впечатления и эмоции! В России, на Украине ­ все очень тепло встречали нас и очень хорошо относились к миссии нашей поездки. Лично я не заметила языковых барьеров и везде чувствовала, что мы все едины! И победа у нас – общая! Главное – помнить об этом и передавать эту память следующим поколениям». Участник поездки Дарья Ломакина

ЛИЦЕЙ ФЕДОРА СЛИПЧЕНКО

Опубликовано allrf в рубрике Люди дела

…На празднование 70-летия Победы под Сталинградом прибыли участники Всероссийского проекта «Мир ради жизни». За плечами энтузиастов-подвижников уже множество маршрутов по стране и за рубежом. И вот теперь Волгоград, поездка в Калач-на-Дону, в Пятиморск – к знаменитому памятнику «­Соединение фронтов»… Ярким событием для участников проекта стало в те дни посещение уникального Волгоградского мужского педагогического лицея во главе с его основателем и бессменным руководителем, почетным гражданином города Федором Федоровичем Слипченко. В стенах лицея находится удивительный музей боевой и трудовой славы тракторозаводцев. А во дворе – памятник народному учителю!
Во всех мероприятиях делегации во главе с главным редактором журнала «Наша власть: дела и лица» в дни празднования Победы в битве на Волге приняла участие и председатель правления Волгоградской региональной общественной организации «Героико-патриотический клуб «Эти удивительные ­сталинградцы» Татьяна Герасимова.

На Всероссийской конференции в Волгограде бывший начальник областного управления народного образования И.Т. Зайцев сказал, что Волгоградскому мужскому педагогическому лицею давно уже пора присвоить имя Федора Федоровича Слипченко – «нашего второго Макаренко, второго Сухомлинского». Вопрос из зала: «А что нужно, чтобы создать такой лицей, как у Слипченко?» ­Ответ: «Ничего. Нужен Слипченко. ­Просто нужен Федор Слипченко».

Дело было в июле 2003-го. Тогда с визитом в Волгоград пожаловала из Мад­рида сама Великая княгиня Мария Владимировна, глава Российского Императорского Дома. С хлебом и солью встретили волгоградцы эту очаровательную даму – де-юре государыню России. Насыщенной была программа трех дней пребывания августейшей гостьи на волжской земле. Так и пестрели местные газеты сообщениями: вот Великая княгиня встречается с коллективом тракторного завода, вот она осматривает ход строительства Храма Всех Святых на Мамаевом кургане…
…А на Нижнем поселке тракторного завода директор Волгоградского мужского педагогического лицея Федор Федорович Слипченко у себя в рабочем кабинете вновь и вновь задумчиво вертел в руках медаль «300 лет Дому Романовых», которую получил в наследство от отца – Федора Сергеевича Слипченко, штабного писаря Качинской авиашколы начала XX века…
И решился-таки почетный гражданин Волгограда Ф.Ф. Слипченко – позвонил одному из знакомых чиновников: «А подведите-ка меня к Великой княгине Марии Владимировне! Расскажу го­сударыне о том, как в 1917-м в Крыму качинцы членов царской семьи Романовых спасали. Не раз слышал эту историю от отца – ­очевидца, участника событий»…
«Вы не шутите, Федор Федорович? В любом случае внести изменения в программу визита Великой княгини уже не можем. Дипломатический протокол, знаете ли…» – прозвучало в ответ в трубке. Встреча так и не состоялась. Видно, не тому чиновнику позвонил.
…В декабре 2012-го делегация наших земляков-авиаторов, бывших офицеров КВВАУЛ им.  А.Ф. Мясникова, побывала в Мамашайской долине под Севастополем – на праздновании 100-летия Качинского гарнизона. Волгоград – город авиаторов, здесь едва ли не каждый второй связан с миром авиации. ­Слипченко тоже связан. Есть в его семейном архиве портрет отца. На фото – писарь Качи, молодцеватый человек с чубом, усами и с карандашом за ухом сидит за столом: вот бумага, вот чернильница, подсвечник… Снимок сделан в Александро-Михайловском лагере – лагере первых русских летчиков. Дата – 1913-й, место – Крым, Мамашайская долина…
Все началось еще в СССР – в 1988-м. Тогда со всех высоких трибун заговорили: катастрофа! В селах стремительно сокращается количество учителей-мужчин. В обкоме партии в срочном порядке собрали многих известных местных педагогов: «что делать?».
Тогда и подал голос Ф.Ф. Слипченко, директор школы-интерната №4 Тракторозаводского района Волгограда: «Берусь создать… лицей! Второй Царскосельский. На базе своей же школы-интерната. Буду сам готовить сельскую элиту из обычных пацанов – детей доярок, механизаторов!» ­Слово «лицей» В СССР считалось едва ли не крамолой. Но оно вылетело… Так родился лицей Ф.Ф. Слипченко – экспериментальная площадка Министерства образования РФ. Лишь ребятам из сельских районов области, из поселков, станиц да хуторов открыты двери Волгоградского мужского педагогического лицея. А теперь расцветают улыбками лица прохожих на улицах Волгограда при виде строя лицеистов-«слипченковцев». Еще бы, все как на подбор ребята: строгая синяя форма, брюки и кители, фуражки с кокардами. Плюс военная выправка. У каждого из учеников-«сынков» Ф.Ф. Слипченко свой кодекс чести: «Я – мужчина. Я – гражданин и патриот». Лихо чеканят шаг мальчишки-лицеисты на больших городских праздниках, парадах, словно элитная «королевская рать» – гвардейцы монархов. А уж как замирает зал в Доме офицеров или в Центральном концертном зале Волгограда, когда на сцене поет хор мальчиков лицея Слипченко! В репертуаре и по­пулярный вальс Евгения Доги, и финал рок-оперы «Юнона и Авось»… Команда Волгоградского мужского педагогического лицея стала победительницей VII Всероссийского форума «Готов к труду и обороне» среди школьников. Спартакиада проходила в мае 2007-го, и прямо на Красной площади в Москве…
Лицей Ф.Ф. Слипченко вот уж четверть века стоит величаво на одном и том же месте, словно утес на Волге, о котором в старинной песне поется…
Точный адрес «Авторской педагогической школы Ф.Ф. Слипченко» – Нижний поселок Тракторного завода. На отшибе, в стороне от шумных магистралей, укромное местечко. Тем сильнее удивление впервые ступившего на идеально чистую и ровную ленту асфальта улицы Тракторостроителей. Словно дорога, ведущая к храму… На северной окраине Волгограда – «островок Европы», явление некоей загадочной цивилизации. Или маленькое государство со своей верой и своим храмом – что-то типа Монако или даже Ватикана. Вот они, самые верные признаки державы под названием «лицей Ф.Ф. Слипченко» – флаг, традиции, гимн:
Мы пройдем по земле твердым шагом,
Не пятная лицейский мундир.
Не забудем наставников наших,
Ты веди нас, отец-командир!..
С утренней физзарядки начинается каждый новый день в лицейском городке. Затем линейка. Замирают навытяжку в строю на площади с флагштоком лицеисты – будущие сельские учителя. Директор в это время уже на трибуне: «Здравствуйте, товарищи лицеисты!» – «Здравия желаем, товарищ директор!» – раздается в ответ звонкое мальчишеское.
Где найдешь еще такую страну, где девиз «Родина. Долг. Честь» почти на равных законных правах соседствовал бы с… эмблемой обычного украинского борща? Где наряду с первым гербом лицея – горящим факелом на фоне раскрытой книги – всегда незримо присутствует и второй – Его величество Борщ. То есть эмблема фирменного первого блюда, которое столь отменно вот уже 25 лет готовит шеф-повар М.П. Бессмертнова. Кстати, по рецепту Слипченко. ­Такой уж он, этот Слипченко, – хочет сделать лицей теплым домом для учеников-«сынков». Да и для него это тоже дом. Едва ли не каждое утро директор лицея берет в руки большой веник и… подметает двор – Центральную площадь городка. Вот и решай: кто же этот человек с метлой? Дворник или глава своего «государства»? А ведь был один Маленький принц с такими же твердыми правилами: «Встал поутру… приведи в порядок свою планету»…
Ф.Ф. Слипченко лично придумал для своих учеников и «Золотое правило поведения учителя». И теперь достояние каждого лицеиста эта установка-«тест» от Наставника из пяти пунктов: Кто я такой? Где я нахожусь? Что здесь происходит? Как я должен себя вести? Предполагаемый результат принятого мною решения? ­Проверено: срабатывает безотказно, дружно заявляют лицеисты. Сработало и накануне Нового, 2013-го года, когда прорвало подземную трубу с водой на территории лицейского городка – прямо под памятником-танком ИС-3: стоит на постаменте грозный участник сражения за Сталинград. Всю ночь лично руководил директор работой ремонтников. К утру авария была устранена, и не ушел под землю танк.
«Я из запорожских казаков», – так говорит сам о себе директор лицея. Корни семейного рода – из Запорожской Сечи… Гуляйполе – это мир детства, юности. В личном архиве Ф.Ф. Слипченко есть фотография: два улыбающихся паренька, явно дурачась, в обнимку весело шагают по размытой дождем дороге вдоль колхозного поля. Снимок сделан в селе Гуляйполе 20 июня 1941-го – за два дня до начала войны. И эти два неразлучных дружка – Федя Слипченко и Коля Макарчук будут призваны райвоенкоматом: «Вам ведь по 17? Вы нужны фронту!»
Как-то раз в 1944-м красноармеец Слипченко получил письмо из дома. Раскрыл «треугольник», а там засушенные полевые цветочки: ромашки, васильки. ­Жадно вдохнул солдат запахи родной земли – знакомый с детства воздух Гуляйполе. И поныне хранит он в конвертике этот маленький скромный гербарий – давний подарок от старшей сестры.
Родом из села Гуляйполе и ­Федор Сергеевич Слипченко, отец. Мальчишка с раннего детства мечтал стать кавалеристом, уланом или корнетом. Как и вся ребятня в селе Гуляйполе. Но грянул мятежный XX век. И лихой парень, сын местного крестьянина Сергея Слипченко, был замечен в де­монстрациях 1905-го. ­Разгневались тогда казаки, и когда пришел черед Федору служить, все уважаемые односельчане хором: «­Соцьялист? В пехоту мерзавца!»
Так он угодил в Загосский пехотный полк. Дело было в 1910-м, в Одессе. И тут вдруг новость: в Севастополе, на Куликовом поле родилась первая летная школа России! Попал он туда как столяр, а очутился посреди мира аэропланов марок «Фарман», «Блерио», «Ньюпор». А значит, и сразу едва ли не запанибрата – с первыми русскими летчиками Михаилом Ефимовым, Петром Нестеровым… Там Великий князь Александр Михайлович Романов, близкий друг Николая II, сам лично вникал во все тонкости летного дела. И однажды ему случайно попался на глаза исписанный каллиграфическим почерком листок. Выяснилось, грамотей – плотник из новеньких. Так и стал Федор Слипченко писарем Качинской авиашколы.
Надвое расколола личный состав Качи революция ­1917-го. ­Писарь Слипченко оказался в стане «красных». В имение ­Ай-Тодор, где в это время под домашним арестом находились князь и его семья – жена Ксения, дети и теща Мария Федоровна – мать Николая II , явились вооруженные люди. И прямо с порога командир-матрос: «Не узнаете, князь? Я ведь служил на Каче. Ялтинский совет решил вас всех – царей Романовых – расстрелять! Но мы вас спасем. Нужно срочно перебраться в соседний дворец – там стены покрепче! Ну а дальше…»
Полгода держал оборону в имении Дюльбер отряд матроса Г. ­Задорожного – защищал Великого князя и его близких от ялтинских революционеров-анархистов до тех пор, пока не прибыл нужный пароход из-за границы. ­Александр Михайлович Романов и его семья благополучно эмигрировали в Париж. Удался дерзкий план группы качинцев – членов Севастопольского Совета! Одним из этих смелых «заговорщиков» был и Федор Слипченко. Эх, жаль, не состоялась встреча директора лицея с Великой княгиней Марией Владимировной в июле 2003-го!
Федя, сын первого писаря Качи, мечтал стать летчиком. Или хотя бы кавалеристом – как почти все мальчишки в Гуляйполе. Но в июне 1941-го ушел на фронт 17-летний паренек. Пехота – «царица полей», стала уделом парня на все четыре года. Не любит рассказывать о своих подвигах на войне Ф.Ф. Слипченко. А подвиги были …
В апреле 1944-го прямо в разгар боя на подступах к Сапун-горе в Севастополе вручил командир полка пехотинцу Федору Слипченко медаль «За отвагу»: «Носи, братец! Все, что могу!». Шел яростный бой с фашистами – не до бумаг, документов. Правда, фронтовая газета «Знамя Победы» сразу сообщила: «­Рядовой Федор Слипченко первый ворвался во вражеские траншеи. Там он прежде всего пустил в ход «карманную артиллерию». Легко брошенной гранатой наповал уложил троих гитлеровцев и уничтожил их пулемет. Это дало возможность всему взводу быстро двинуться вперед и сокрушить врага. В период преследования немцев тов. Слипченко действовал также смело. Он шел впереди всех бойцов …».
А в 2004-м году – 60 лет спустя! – героя нашел и орден Красной Звезды. Еще одна награда за храбрость при освобождении Крыма.
Воевал Ф.Ф. Слипченко, как дед Сергей велел, которому в июне 1941-го было уже 100 лет. Во время проводов на фронт сказал внуку: «Война – страшное дело. Тебя даже и могут убить в бою… Но не дай Бог тебе поменять свои убеждения!» Убеждения деда Сергея отлично были известны парню-новобранцу. Всего-то в три слова укладывалось кредо жизни 100-летнего запорожского казака-мудреца: «Родина. Долг. Честь».
Удивительная страна … С подъема на флагштоке Государственного флага России начинается каждый новый день в лицейском городке. Есть у лицея и свое знамя. Но по большим праздникам – в День Победы или в День лицея – непременно выносится на Центральную площадь городка и старое, побывавшее в сражении за Сталинград знамя 124-й отдельной стрелковой бригады под командованием С.Ф. Горохова – подарок лицеистам от самих «гороховцев»-фронтовиков. ­Лицей Ф.Ф. Слипченко стоит над Волгой, в том месте, где в августе 1942-го и произошла схватка не на жизнь, а на смерть бригады С.Ф. Горохова с фашистами на Северном плацдарме. Этот бой и поныне гремит. Диарама «Бой у стен Тракторного завода» в музее лицея – чудо, перед которым замирает всякий посетитель… ­Взору открывается крупнейшее произведение современной батальной живописи! Не зря постарался М.А. Ананьев, художник-«грековец»: фигуры людей в натуральный рост, остатки подлинных оборонительных сооружений. Не зря постарался и Слипченко.
В рабочем кабинете директора на самом видном месте – портрет Аристотеля. За что такая честь древнегреческому философу? Он первым основал лицей – в 335 году до нашей эры. Волгоградскому мужскому педагогическому лицею – уже 25 лет. Теперь Слипченко может во всеуслышанье заявить: «В лицейском образовании я вижу главный интеллектуальный потенциал России». ­Недавно написал и издал – благо, есть свое «карманное» издательство «­Лицей» – две внушительные по объему книги-монографии: «По дорогам России» и «Родина. Долг. Честь». От одних снимков дух захватывает. Вот Слипченко и его «сынки» на фоне памятника Петру I в Санкт-Петербурге, на фоне храма Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове, одном из Соловецких островов, у памятника Есенину в селе Константиново на Рязанщине, у памятника Пушкину в Царском селе, у памятника Г. Державину в Петрозаводске… Бородино, Куликово поле, Северный флот в Баренцевом море – где только не фотографировались во время традиционных летних экспедиций по России лицеисты и их наставник! В июле 2007-го была экспедиция по Карелии. В городе Кеми во время экскурсии Слипченко обратил внимание на глыбу гранита-габродиаза: «Эх, из такого камня сотворить бы памятник Народному учителю в нашем лицейском городке!» – «Раз так, то приезжайте за подарком», – вмиг решили начальник карьера и местные власти. Спасибо Алексею Пиндычу, заму Слипченко: смотался на Камазе в Кемь за глыбой габродиаза весом в 14 тонн. И памятник Народному учителю и вообще сразу всем ученикам-«сынкам» Ф.Ф. Слипченко появился в лицейском городке 19 октября 2008 года, в день 20-летия Волгоградского мужского педагогического лицея. Тем парням, каждому из парней, кто уже стал или еще только собирается стать сельским школьным учителем – народным учителем на селе.
«Наш Макаренко, наш Сухомлинский», – так называют Федора Слипченко коллеги-ученые по всей стране. Спору нет, Слипченко – первопроходец: поначалу с трудом, наощупь пробивался к цели. А в каких муках творчества рождалась учебная программа лицея «для детей крестьян»: спорт, физподготовка, эстетика, сельскохозяйственный труд…
Важная деталь: лицей сразу стал структурным подразделением Волгоградского педвуза! И вот теперь сотни и сотни молодых парней – выпускников лицея Ф.Ф. Слипченко уже работают учителями в селах, хуторах области, региона. Три заместителя директора – Алексей Пиндыч, Андрей Потовой и Михаил Гармашов тоже были лицеистами. Да и вообще уже больше 20 учеников Слипченко работают в лицее воспитателями, преподавателями: Е. Батурин, П. Белоцерковский, Ф. Дубов, А. Кирсанов…
Второй А. Макаренко? Второй В. Сухомлинский? Да нет, просто Федор Слипченко, народный учитель. Федор Слипченко – первый!

Татьяна Герасимова, член Союза журналистов России

ВУЗЫ В УЗЫ?

Опубликовано allrf в рубрике Образование

Современный статус сферы образования в мире высочайший. Образование рассматривается ключевой производительной силой общества, производственной, а не затратной сферой. О состоянии системы образования в сегодняшней России, некоторых проблемах и возможных путях их разрешения наша беседа с доктором исторических наук, профессором по кафедре социологии и психологии управления, академиком АВН, РАЕН Владимиром ПОПОВЫМ.

– Владимир Валентинович вы работаете в образовании не один десяток лет. Какие, на ваш взгляд, перемены произошли за это время в российской образовательной системе?

– Да, я работаю в образовании с перерывами более 25 лет. ­Перерывы состояли в том, что 4 года я занимался исследовательской деятельностью.
На моих глазах и с моим участием происходили и происходят крупные перемены в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества с середины 80­х годов по сегодняшний день.
Общим основанием для их оценки служит нынешняя демографическая ситуация в стране. По недавнему заявлению министра здравоохранения в беседе с президентом РФ, можно судить о том, что ежегодная разница между рождаемостью и смертностью в стране наконец­то вышла на нулевую отметку. То есть население не растет и не убывает. Эта тенденция имеет место по двум причинам.
Во-­первых, молодые родители более решительно настроены в отношении деторождения. Не так, как в «ревущие 90­е», когда мы были абсолютно не уверены в том, какое еще испытание нам подкинет команда Ельцина: то ли отменит в очередной раз деньги, то ли будет введено тотальное платное образование и здравоохранение. Кстати, в то время в беседе с двумя британскими преподавателями я выяснил, что такая мощная политическая фигура как М. Тетчер отчасти рассталась со своим постом из­за попыток, как они выразились, с трудом произнеся это слово по­русски, «разгосударствления» (приватизации) образования в стране.
Во-­вторых, к нам в страну за 20 лет с небольшим лет после распада СССР правдами и неправдами прибыло более 11 млн мигрантов. ­Основная их цель, помимо по­иска работы и жилья, – деторождение, бесплатное и в относительно комфортных условиях наших медицинских учреждений. По рассказу одной из опытных сотрудниц московского родильного дома, уволившейся и поменявшей работу за год до пенсии, эти учреждения, ранее скучавшие без рожениц, превратились в настоящие «адские конвейеры» по приему ново­рожденных у таджикских, киргизских, азербайджанских, вьетнамских и других мамаш, зачастую больных инфекционными заболеваниями и выносивших младенцев в условиях потрясающей антисанитарии.

– Какая связь между демографией и качеством образования? Ведь во многих европейских странах рождаемость низкая, а образование – качественное.

– У нас в России – самая прямая. Именно демография является, на наш взгляд, основным количественным фактором, влияющим на качество образования в нашей стране. Несмотря на осторожный оптимизм Минздрава, каждый работающий преподаватель скажет о том, что с каждым годом нового столетия число абитуриентов в России снижается. ­Особенно если речь идет о представителях российской молодежи. Такого рода демографическая «яма» будет углубляться до 2017­2018 гг., пока в абитуриентский возраст не войдут «дети Путина», родившиеся после «детей Ельцина», количество которых в 90­е гг. резко снизилась. Отсюда и проблемы. В частности, нехватка абитуриентов ведет к неверным управленческим решениям о слиянии старейших и известнейших вузов российских городов (Госуниверситет управления, РАГС и академия народного хозяйства им. Г.В. Плеханова ныне – РАНХ и ГС) и др.
Более того, сливаются школы с детскими садами, колледжи с вузами и так далее. К чему это приводит? Главная проблема такого рода «ребрендинга» – размывание корпоративной культуры, кодекса, миссии и ценностей учебных и воспитательных заведений, усложнение системы управления и создание условий для хищений при приеме­передаче имущества от одного руководителя к другому. Нельзя сбросить со счетов и «серую» торговлю освободившимися площадями. Кроме того, стратегия подготовки специалистов в вузах, ориентация их на будущую деятельность различная. Как говорил поэт, «в одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань».

– Владимир Валентинович, а как реагирует общественность и каковы последствия этих «псевдореформ» в образовании?

– Не только руководство, преподаватели, но и студенты остро реагируют на эти инициативы Мин­обрнауки. Не случайно рейтинг его министра Ливанова – самый низкий в стране. А в некоторых вузах прошли забастовки и массовые выступления профессорско­преподавательского и студенческого составов.
Но самое главная и опасная тенденция – «вымывание» из учебных заведений «лишних» преподавателей, состав которых, как известно, определяет качество самого образования. Идет настоящая психологическая атака на педагогов. В школе учителей завалили отчетностью. В вузах педагогов душат переаттестациями, бонусами, ежегодными конкурсами, требованиями о предоставлении справок (об отсутствии судимости, за получением которых выстраиваются многометровые очереди, об отсутствии заболевания туберкулезом и т.д.). Такого рода перестраховки, с одной стороны, говорят о желании многих чиновников от образования недвусмысленно указать преподавателям на дверь, а с другой стороны – создать для себя новые рабочие места. Кому­то же надо заниматься этим бумажно­электронным валом ненужной информации?
Кроме психической атаки на профессорско­преподавательский состав, первыми жертвами которой являются наиболее талантливые, а зачастую – наиболее ранимые педагоги, применяются и более жесткие санкции. Среди них – лишение вузов различных городских субсидий, снижение почасовой оплаты, ликвидация выплат по званиям и степеням, распределение львиной доли грантов и премий среди администраций вузов на фоне отсутствия всякой гласности об их получении и другие меры «экономии».
Следует заметить, что такого рода экономия на государственных субсидиях образовательным учреждениям обернется через 5­6 лет паникой и хаосом в системе образования. В учебные заведения нашей страны, от школ до университетов, «неожиданно» хлынет поток желающих получить образование. Среди них будет немалая доля детей мигрантов. Для работы с ними потребуется значительно большее количество образовательных площадок, а главное – опытных педагогов.

– Как это все вернуть, и где потом все это взять? По вашему, учебные площадки будут распроданы и сданы в аренду, опытные преподаватели поменяют работу или перейдут возрастной рубикон, а студенты потребуют новых, более современных подходов к обучению?

– Ваш вопрос сейчас гораздо важнее исконно русского – кто виноват? Его можно понять как другой русский вопрос – что делать? Не стану отсылать вас к многотысячной армии ученых, преподавателей и чиновников от образования. Отвечая на второй вопрос, лишь выскажу свои взгляды на необходимость определенных мер.
Во-­первых, отстранить от руководства образования временщиков ливановского типа, выполняющих жесткий политический заказ руководства на сокращение расходов в области развития образования любой ценой.
Во-­вторых, прекратить процесс слияния и «ребрендинга» крупных и наиболее устойчивых вузов как разрушающий структуру образования и его духовность. (Представьте на минуту, что стало бы с тем государственным безумцем, который попытался бы «слить» в один вуз Оксфорд и Кембридж в Англии, хотя их за здоровое соперничество и называют в шутку Окскембридж. Общественное мнение не оставило бы от них «мокрого места»).
В-­третьих, разработать и реализовать государственную программу по проведению очного повышения квалификации преподавателей средней и высшей школы по проблеме внедрения новых методов обучения с учетом растущей компьютерной грамотности и информационной культуры школьников и студентов. Периодичность такого рода переквалификации установить – не чаще 5 лет.
В-­четвертых, количество студентов, обучаемых в государственных вузах, должно согласовываться с министерствами, которые могут выступать в роли заказчиков и работодателей выпускников. Учитывая конъюнктуру рынка, специалистам Минобрнауки необходимо ежегодно проводить пересмотр количества обучающихся специалистов в зависимости от изменяющихся потребностей народного хозяйства. При этом на другие специальности могут быть переведены слабоуспевающие студенты. Те же, кто недобросовестно посещал занятия, должны быть отчислены без права перевода на другие факультеты. В этом плане весьма показателен опыт лучших государственных университетов Европы (Сорбонна во Франции), который позволяет сэкономить значительные государственные средства на подготовку специалистов.
В-­пятых, на межгосударственном уровне следует достичь договоренности между Россией и странами ближнего зарубежья об оплате медицинских и образовательных услуг для мигрантов по страховым полисам, получаемым в России. Для тех, кто не имеет таких полисов, ввести сплошное платное образование в среднем и высшем звене.
В-­шестых, готовить высококвалифицированные кадры преподавателей для будущего наплыва студентов надо уже сегодня. Вакханалия в диссертационных советах, которые себя недавно скомпрометировали и привлекли тем самым внимание высшего руководства, переросла в панику в Минобрнауки. Вполне респектабельные диссоветы по всей стране закрываются, судьба их неизвестна. Требования к тем, кто собирается защищаться в других диссоветах, непомерно раздуваются и сверху, и на местах. Теряется смысл в подготовке аспирантов и докторантов, которые не могут и не хотят защищаться в чужих вузах. Таким образом, выбивается важнейшее звено в системе непрерывного образования и подготовки кадров педагогов­ученых.
Если эти меры не будут приняты, к концу второго десятилетия Россию ждет ситуация 90­х годов, когда желающих обучаться в высших учебных заведениях будет гораздо больше, чем это позволит государственная образовательная система. И снова студенты будут учиться где попало, как попало и чему попало, а место госвузов на рынке предложений займут «мельницы дипломов» – далеко не лучшие негосударственные учебные заведения.

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ — ПУТЬ В НИКУДА?

Опубликовано allrf в рубрике Образование

Сегодня значение образования как никогда велико, поскольку кроме задачи формирования интеллекта, гуманизации общества, повышения культуры оно напрямую связано и с процессами государственного строительства, экономическими преобразованиями и промышленным развитием. Как же обстоят дела в этой сфере в нашей стране? Об этом беседа с первым заместителем председателя Комитета по образованию ГД РФ, председателем Общероссийского общественного движения «Образование — для всех», разработчиком таких базовых для системы образования законов, как закон «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об утверждении федеральной программы развития образования», а также Национальной доктрины образования в Российской Федерации Олегом Смолиным.

– Олег Николаевич, выступая в спецвыпуске нашего журнала («Наша власть: дела и лица», 2006 г.), посвященном реформе образования в России, вы, говоря о проблемах в этой сфере, некоторые надежды с их решением возлагали на соответствующие национальные проекты. Ваши ожидания оправдались?

– К сожалению, результаты реформы надежд не оправдали. ­Притом что в национальных проектах были хорошие положения – например, доплата из федерального бюджета учителю за классное руководство. Самая большая беда была в том, что национальный проект исходил, на мой взгляд, из ложной идеи: помогать нужно только лучшим, наиболее «продвинутым» школам. Как и следовало ожидать, в результате неравенство образовательных возможностей в России только увеличилось. Нынче даже мои оппоненты признают, что появились школы­«гетто», где сконцентрированы дети, чьи родители находятся в трудных жизненных ситуациях, дети плохо говорящие по­русски и т.д. И теперь уже заговорили о необходимости менять стратегию – помогать не только «продвинутым» школам, на опыте которых должны развиваться другие, но и школам, где учатся дети, нуждающиеся в социальной поддержке государства.

 – Закон об образовании, вступивший в силу с 1 сентября, на ваш взгляд, позволяет модернизировать образовательную систему или разрушает ее?

– Напомню, мы предлагали альтернативный законопроект «О народном образовании». Он не был поддержан большинством в Госдуме, хотя за него проголосовали фракции КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Дума поддержала официальный законопроект, за который проголосовали «Единая Россия» и та же ЛДПР.
Вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», с моей точки зрения, ухудшает ситуацию в образовании, и значительно. На каждый шаг в этом законе приходится, по крайней мере, три шага назад. Что имеется в виду.
Первое. Закон провоцирует регионы страны существенно повышать плату за детсады. В текущем году это повышение еще не происходит, но в следующем году оно будет значительным. Таким образом, нарушается конституционное право ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Второе. Новый закон полностью сохраняет идеологию ЕГЭ и даже спускает его на уровень 9 класса. Между тем уже и мои оппоненты – ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Яро­слав Кузьминов, министр Дмитрий Ливанов и мой начальник, председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов – сами предлагают серьезные реформы ЕГЭ, признавая, что фактически по многим позициям он не оправдал ожиданий.
Третье. Новый закон лишает возможности поступления в вузы детей­сирот. Это значит, что еще больше таких детей в стране не смогут социализироваться и стать нормальными гражданами общества.
Четвертое. Новый закон предполагает сокращение бюджетных мест в вузах. В течение нескольких лет – на треть. Уже сегодня за собственные деньги у нас учатся ­около 60%, в то время как, например, во Франции эта цифра составляет 20%, а в Германии – менее 10%.
Пятое. Новый закон резко повышает плату за проживание в общежитии. Отменяется положение о том, что эта плата не должна превышать 5% от расчетной стипендии. Сегодня есть вузы, где такая плата уже повышена более чем в 10 раз.
И еще много и много других положений, ухудшающих ситуацию в образовательной сфере.
Все это, на мой взгляд, связано с тем, что новый закон построен на неверных идеологических, если угодно, философских посылах. Он исходит из того, что образование – это государственная услуга, а я считаю, что образование – это служение. Бюджет 2014­2016 годов предполагает сокращение сначала доли расходов на образование, а затем и абсолютного размера расходов на него из федерального бюджета, хотя, по моему убеждению, образование – это самая выгодная сфера инвестиций для государства. Фактически в России выстраивается пирамидальная система, по крайней мере, высшего образования: отдельное образование для богатых, отдельное – для всех остальных. Хотя система образования обязана быть не элитарной, а эгалитарной, обеспечивающей равные образовательные возможности для всех.

 – Педагогическое сообщество новый закон об образовании приняло неоднозначно. Прямо скажем, по большей части – отрицательно. Но он принят и начал действовать. Какие вы видите пути выхода из создавшейся ситуации?

– Мы подготовили более десятка законопроектов, направленных на улучшение этого закона. На исправление его пороков. ­Новый закон об образовании помимо конкретных недостатков содержит несколько фундаментальных пороков. Во­-первых, это закон сугубо рамочный. Если в законе РФ «Об образовании» 1992 года было около 40 отсылочных норм, то в этом – 184. Это закон, в котором чиновники делят полномочия между собой. Ни учитель, за редким исключением, ни студент, ни родитель в нем себя не найдут. Они только могут узнать, кто ими должен заниматься, и не более того.
Второй фундаментальный недостаток – он не содержит социальных гарантий. Третий недостаток заключается в том, что он не обеспечивает стране научно­образовательного прорыва. Между тем, если такого прорыва не случится, если Россия останется сырьевым придатком уже теперь не столько Запада, столько Китая и других стран, то я не гарантирую сохранение нашей государственности. По моему мнению, на осуществление научно­образовательного прорыва нам осталось 25­30 лет. Поэтому закон требуется менять радикально, что мы и будем пытаться сделать.
Путей выхода из создавшейся ситуации видится только два. ­Первый – так называемый инерционный путь. Если не предпринимать никаких действий и работать в рамках этого закона, качество нашего образования будет только ухудшаться, образовательный суверенитет страны окажется под угрозой. Путь второй – наиболее правильный: внесение срочных изменений в действующее законодательство. Кстати, закон едва вступил в силу, а в Госдуме на начало октября уже было внесено более 25 законопроектов, направленных на исправления закона об образовании. Из них около 10 – нашей фракции. Но самое интересное, что недостатки закона сегодня признают даже те, кто за него голосовал. Например, депутаты от фракции «Единая Россия» внесли предложение, направленное на возвращение льгот детям­сиротам. Спрашивается: что же вы голосовали за этот закон и не голосовали за наши поправки на аналогичную тему? Надо постараться исправить закон, пока еще не очень поздно.

 – Сторонники ЕГЭ твердят, что Единый государственный экзамен – это справедливо, правильно и эффективно. В это же время премьер Дмитрий Медведев признает, что он требует совершенствования. Ваше мнение по этой проблеме?

– Я всегда был противником ЕГЭ в его современной российской форме и о его пороках предупреждал еще в 2001 году на парламентских слушаниях накануне старта так называемого широкомасштабного эксперимента. Теперь недостатки ЕГЭ действительно признают все, включая премьера ­Медведева, министра Ливанова, одного из его отцов Ярослава Кузьминова и других. Сегодня даже оппоненты предлагают, во­первых, разделить его на разные уровни для тех, кто собирается и не собирается поступать в вузы, во­вторых, ввести элементы устного экзамена по гуманитарным предметам. И это правильно. В­третьих, вернуть в школу сочинение, поскольку единый госэкзамен не только мешает развитию грамотности, но и убивает литературу как главное средство воспитания души. Это, в общем, шаги в правильном направлении, но мне они кажутся недостаточными. Группа депутатов Думы поддержала подготовленный мною законопроект, который состоит из трех основных пунктов.
1. Перевести единый госэкзамен в добровольный режим, что сохраняет возможность ребятам из провинции его использовать.
2. Отменить ЕГЭ в современной форме по гуманитарным предметам и ввести либо устный экзамен, либо экзамен с элементами устного, чтобы было понятно: умеет ли учащийся говорить, аргументировать свою точку зрения, понимает и любит ли он, скажем, историю или обществознание и т.д.
3. Вернуть в школу обязательный экзамен по литературе. Здесь нами предлагается выбор: либо сочинение, либо ответ в устной форме. Наш законопроект содержит другую идеологию, нежели идеология нынешнего ЕГЭ. Мы считаем, что экзамен – это не то место, где ребенка надо загонять в угол, чуть ли не обшаривать его карманы и проверять с собаками, водить за ручку в туалет. Мы считаем, что экзамен – это возможность показать все, на что ребенок способен. Право выбора как раз и дает такую возможность.
Кстати, пользуясь случаем, хочу заметить, что из всех блестящих обещаний, которые давали сторонники единого госэкзамена, подтвердилось только одно, и то оказалось палкой о двух концах: это увеличение числа учащихся из провинции в московских и питерских вузах, т.е. расширение академической свободы. ­Казалось бы – хорошая вещь, но, по данным опроса в Иркутске, результаты которого озвучивались в Совете Федерации, 2/3 детей хотели лучше сдать ЕГЭ, чтобы из своего региона уехать навсегда. И 85% родителей их в этом поддерживают. Но и это еще не все. По данным «Левада­центра», 45% российских студентов мечтают работать и жить не в России, а за границей. Получается, что с помощью ЕГЭ, вольно или невольно, мы ослабляем человеческий потенциал наших регионов и усиливаем его в других странах, в том числе и наших конкурентов.

Беседовал Николай Варикаш

ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ

ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА


ПРИГЛАШАЕМ!
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АКЦИЯ-ПОЕЗДКА "ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА" цикла "ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ"
28 октября – 6 ноября 2017 г.
(10 дней / 9 ночей)
Поездка в преддверии 72-й годовщины начала Нюрнбергского процесса над нацизмом и его сателлитами
Маршрут: Москва – Берлин (Заксенхаузен) – Потсдам – Дрезден – Нюрнберг – Мюнхен (Дахау) – Веймар (Бухенвальд) – Лейпциг – Берлин – Москва.
Подробности на www.mrzh.ru. Дороги памяти - дороги мира

НВ-ПАРТНЕР


Rambler's Top100