Архив Июнь, 2013

ЕВГЕНИЙ ГОЛУБЕВ: «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – ЭТО МУНИЦИПАЛИТЕТЫ»

Опубликовано allrf в рубрике Власть на местах

Селятинская фишка

В рабочем кабинете главы городского поселения Селятино Евгения Голубева лежит так, чтоб рукой достать, здоровенная палица: шипастая, с укоризненным взглядом. Да с таким, что первый вопрос из списка заготовленных поменялся мгновенно:

– Евгений Нариманович, это у вас главное орудие труда?

– Это орудие труда мне подарили в 2009 году, когда я стал главой поселения. И я оставил его как напоминание.

– Или предупреждение? Жесткость в работе приходится проявлять?

– Конечно. Но спрашивать можно, если только система работоспособна, а если нет, то тогда хоть заспрашивайся. И если она не работает по какой-то причине, значит, нужно что-то изменить в этой системе. Если машину пинать и ругать, она все равно не поедет, если нет бензина. Не насилие нужно, а усилие. И моя задача – выстраивать такую систему управления, которая бы позволяла людям работать. Если денег нет, можно один раз выйти на субботник, но больше никто работать бесплатно не будет. Мы уже живем в другом мире, где другие отношения. А субботник – в общем это праздничный день совместного труда, люди вышли подышать свежим воздухом, пообщаться и приобщиться.

– У вас чистый поселок, который и поселком-то назвать трудно. Маленький кусочек большого цивилизованного города, спрятавшийся в лесах.

– Наша территория – это не только поселок. Это 5000 га площади и 11 населенных пунктов: Софьино, Алабино, Свитино, Глаголево… Поселок Селятино вырос на месте деревни Крутилово. А имя ему дал человек по имени Селимир – ­Селята, который служил у митрополита Феогноста коровничим. Говоря современным языком – зам по хозчасти. У него была деревня на западе Москвы, но мором деревня была почти уничтожена. Уцелевшие перебрались в эти края, и здесь появилось Селятино. В прошлом году на 55-летие Селятино мы открывали скульптуру родоначальника – Селяты. У нас теперь появился свой герой и покровитель. Это русский человек, это наша российская история. ­Детишкам интересно. Он же человек был деятельный, и люди приходят, монетку в его руках трут – на удачу, на прибыль.

– Всё обрастает легендами. ­Администрации тоже бы у Селяты монетку потереть: знаю, что денег на местном уровне вечно не хватает. Удовлетворены ли вы уровнем полномочий, которые у вас есть?

– Любые органы власти должны обладать как распорядительными, так и надзорными функциями. Система управления заключается в том, чтобы поставить задачу, найти исполнителя, выполнить, а потом проверить и принять меры, на основании которых поставить новые задачи… И круг замыкается. ­Когда в этой системе нет какого-то звена, то она не срабатывает. У органов МСУ нет контрольной функции. Как контролировать уборку территории, например? Если бы у нас были полномочия, мы бы организации-нарушителю выписали штраф и жестко контролировали. А такие полномочия есть у административно-технического надзора Московской области. Но у них много дел, а нам надо работать по конкретному газону, на котором стоит конкретная машина, по конкретной свалке. В мировой практике органы местного самоуправления имеют такие функции: и меры принять, и бюджет пополнить. Органу местного самоуправления не хватает надзорных функций. Мы не претендуем на какие-то федеральные функции, но на конкретной местной территории органы МСУ должны контролировать, принимать решения. Или бюджет: мы думаем, стараемся, и у нас он профицитный. Но формирование бюджета идет за счет земельного налога, на недвижимость и НДФЛ. Еще в советское время налог собирали местные власти. ­Потом это все передали в налоговые службы. Наши муниципальные налоги для них не очень интересны. Мы с местными налоговыми и кадастровыми службами работаем на уровне соглашений, но нас как субъекта в этой цепочке нет, хотя налоги идут к нам. Если бы функцию по сбору наших налогов передали нам, мы бы работали более активно. Потому что сегодня мы не можем потребовать от конкретного человека уплаты. Думаю, что сейчас мы собираем только 50% земельного налога, потому что у нас нет функций. У федеральных структур много других задач – глобальных, федеральных. А для нас это как раз глобальное. И это было бы на пользу всем. Я вообще думаю, что гражданское общество – это муниципалитеты. Здесь оно формируется. Здесь люди говорят, что думают, пишут, требуют. Только пишут сразу президенту. А решить можно все на местном уровне. Если ­большинство решит, допустим, что нужно строить, у меня появляется реальное право строить. Это и есть гражданское общество. Вот у нас есть протестная группа…

Селятинский лес

– Внешне вы такой мягкий человек, больше напоминающий врача, чем главу поселения. Как вы умудрились нажить себе врагов?

– Я же врач-то – хирург! И логика моего мышления понятна (смеется). Я проработал врачом 20 лет, хирург высшей категории. ­Закончил в свое время клиническую ординатуру. Потом был начальником управления здравоохранения, заместителем главы района по социальным вопросам. Я прошел большую и хирургическую, и управленческую практику. Чтобы понимать городское хозяйство и не быть обманутым, окончил госуниверситет управления. Что касается «врагов», то любой человек может иметь несогласных. Все наказы, которые администрация получила в 2009 году, когда я вступил в должность, мы исполнили. Один из наказов был – освещение придомовых территорий. Мы нашли способ самый экономичный и разумный: поставили светильники на домах: они не светят в окна, но освещают тротуары. Но претензии все равно были. Так как всегда найдутся те, кому не нравится. Есть недовольные и строительством детских площадок: они там с собаками гуляли. Мы должны развивать дворовые территории, строить там спортплощадки, проводить соревнования. Появились у нас люди, которые стали называть нас дровосеками, обвинять в том, что мы хотим вырубить лес, «тропу здоровья» загубить. Тема на слуху, популярная: химкинский лес, селятинский лес… Мы как раз занимаемся тем, что принимаем этот лес, рекреационную территорию в муниципальную собственность. Вот тогда никто не сможет посягнуть на нее ни под какое строительство. Это будет парк с зоной отдыха, музеем и центральной площадью. Но столкнулись с экотерроризмом. С 2009 года мы занимались разработкой генплана, в конце прошлого года мы отдали его на согласование в область. ­Главная задача плана – определение границ населенных пунктов и зонирование территорий: постройки, рекреационные зоны. У нас 54% территорий покрыто лесами. Трест «Гидромонтаж», построивший Селятино, входивший в Министерство среднего машиностроения СССР, когда-то бурил скважины в Семипалатинске, на Новой Земле, строил Навои и Учкудук и т.д. по всему СССР, а головное предприятие находилось у нас. В конце 80-х они получили 73 га из лесного фонда. Мы включили эти гектары в генплан. Если какой-нибудь глава МО скажет: у меня все хорошо, мне ничего не надо, то такого главу надо гнать. Всегда надо искать возможности для развития муниципалитета. Генпланом там предусматривается строительство жилья не выше 7 этажей, 2 школ, 2 детсадов, пожарной части, поликлиники и… Ледового дворца. Тех, кто против этого – максимум 100 человек. Тех, кто заинтересован в жилье, – гораздо больше. В поселке Селятино сейчас живет более 13 тыс. граждан, в поселении – более 16 тысяч, есть еще коттеджный поселок, самый крупный в Европе. Реально у нас проживают 45-60 тысяч человек. За последние три года рождаемость значительно превысила смертность (190 против 110). У нас 3 школы со стадионами и бассейнами, 4 детских сада, 2 музыкальные школы, спортшкола, Дом детского творчества, спорткомплекс «Строитель» с двумя плавательными бассейнами, ДК «Мечта», 2 библиотеки, будет детсад на базе закрывающегося детского дома в Софьино. Поскольку мы живем в лесной полосе, любая наша деятельность будет связана с лесом, хотим мы этого или нет. 8,5 м2 насаждений полагается по нормативу на человека, а у нас в 2,5 раза больше.

Селятинский рай

– Когда вы пришли на эту должность, совпали ли ваши представления о том, каким должен быть глава, с реальностью?

– Я знаю Селятино давно и хорошо, приехал сюда в 1986 году. До должности был куратором Селятино от Наро-Фоминского муниципального района. Я знал все болевые точки поселения. Самая болевая – психологическая. Это был лучший поселок в районе: и жилье, и инфраструктура, и магазины – все хорошо. Все хотели приехать сюда. А в 90-м, когда трест «Гидромонтаж» ушел из Минсредмаша и отказался от всей социальной инфрастуктуры, рай закончился. А менталитет «самых крутых» и претензии остались. И у меня стояла задача сделать поселок лучшим, вернуть былую славу. И за три года мы на самом деле сделали много. Вместе с районной администрацией провели капитальный ремонт в больнице, заканчиваем капитальный ремонт спорткомплекса на 53 млн рублей. Подана заявка и есть реальная возможность получить федеральные деньги для реконструкции к чемпионату мира по футболу: у нас есть 2 поля – искусственное и натуральное. В ДК «Мечта» был сделан ремонт, но не было профессионального света и звука на сцене, многие хотели кинозал. На 22 млн сделали свет и звук, кино 3D. С августа кинотеатр начнет работать. Это уже не ДК, а культурный центр.

– И это в то время когда даже в городах кинотеатры закрываются. А призовое место в VI ежегодном конкурсе муниципальных образований, проводимом Министерством регионального развития РФ, за что вам было присуждено?

– За наш труд. У нас был заброшенный пруд. Как только стал главой, мы сделали проект, благоустроили его: очистили, сделали детскую площадку, фонтан, ротонду, посадили ели, поставили «скамью примирения» – любимое место влюбленных. А в пруду теперь даже рыбу ловят.
Наши дети-футболисты – одни из лучших на соревнованиях всех уровней. Наши стрелки входят в сборную России, боксеры – в областной сборной. Наши воспитаники хоккея играют в КХЛ и даже в НХЛ. ­Федерация хоккея Нарофоминского района создана на базе селятинских спортсменов. Потому мы так добиваемся строительства Ледового дворца. Это был один из главных наказов избирателей – искусственный лед в Селятино. И мы добились этого: сегодня в районном бюджете на 2013-14 гг. заложено 220 млн руб. на строительство этой арены.

Селятинское завтра

– Может, стоит подумать о массовом спорте как об одной из ваших приоритетных задач?

– А мы массовым спортом сейчас и занимаемся: проводим соревнования среди дворовых команд по разным видам спорта, которые перерастают в спартакиаду. Второй год проводим спартакиаду среди учреждений, организаций и предприятий. И администрация наша участвует во многих соревнованиях района. Фестиваль спорта среди школьников на приз главы района поддерживаем. ­Призовой фонд направляется на развитие спорта победившей школы. В рамках фестиваля проходят соревнования и среди педагогов. У нас и культура не отстает: более 500 детей занимаются в кружках ДК «Мечта», где есть 3 образцовых коллектива и один народный, выступающие на конкурсах разного уровня, включая международный. В «Капели» занимаются 3 группы по возрастам – 120 человек. Появилась еще «Леди-Капель» – мамы, которые детей сюда приводят, тоже запели. Мы работаем с разными группами населения и общественными организациями. Пенсионерам в ДК выделили помещение для общения, создали спортивную группу для них, которую они назвали «Мудрый возраст», плаванием они занимаются.

– Как работаете с молодежью? Растите ли кадровый резерв, готовите себе подобных?

– В кадровом вопросе я сейчас делаю ставку на волонтерское движение, а по-русски – добровольческое. Главная задача, которую я им ставлю – любить окружающих и помогать им. Они работают на наших общественных и молодежных мероприятиях, помогают пенсионерам, убирают скверы. По сути это молодежный актив. У них есть волонтерские книжки, где записано все, что они сделали. Любой руководитель, заглянув в нее, уже по-другому к человеку отнесется. Мы видим, кто из себя что представляет. Это и есть вертикаль, социальный лифт – все начинается с волонтерского движения… Гражданское общество – это местное самоуправление.
С 90-х вся наша страна держалась только на гражданском обществе, на местном самоуправлении. Мы изо всех сил здесь работали, чтобы сохранить стабильность. Стабильность и развитие сегодня нужны не меньше. Всем сейчас нужен позитив, созидание. Нас за горло держат выборы и расшатывание ситуации. Если бы к протесту прикладывали какие-то свои предложения – другое дело. Пытаясь местную власть дискредитировать, они вносят разлад в умы людей. Созидательного в их действиях ничего нет. Чего не приемлю – так это отрицания. Мы – за диалог, за конструктивные предложения.

http://nashavlast.ru/article_description/142/2342.html

ГОРОД СОЛНЦА И ЗЕМЛИ

Опубликовано allrf в рубрике Приглашаем к нам

Избербаш – молодой, динамично развивающийся интернациональный город, расположенный на Прикаспийской низменности, на живописном побережье Каспийского моря, в 65 км к югу от Махачкалы, на полосе равнины между морем и горой Изберг­Тау. Те, кому приходилось проезжать по автотрассе Ростов–Баку, невольно обращали внимание на поистине уникальное творение природы – скалу Профиль Пушкина, в народе ее называют Пушкин­Тау. Этот ландшафтный памятник природы удивительно напоминает профиль великого поэта, устремившего с вершины горы в морскую даль свой взгляд…

Город Избербаш, основанный нефтяниками еще в 40-е годы прош­лого столетия, долгое время по праву считался столицей нефтяной промышленности Дагестана. Гости ­Избербаша всегда отмечали особенности этого уютного приморского городка – невероятную чистоту, необычайную привлекательность и гостеприимство. Так содержат свой дом настоящие хозяева. Город обладает развитой инф­раструктурой, а в промышленности основные позиции заняли пищевая и обрабатывающая отрасли.
Важной задачей органов местного самоуправления города является решение вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое занимает ведущее место в городской экономике. Здесь активно проводится реформа отрасли, реализуются практически все региональные программы, касающиеся жилищной и коммунальной сферы.
В городе около 6 тыс. жилых строений, 117 улиц общей протяженностью 144 км. Все застроенные улицы имеют усовершенствованное покрытие. Освещение улиц, парков, скверов осуществляется с применением автоматизированной системы регулирования.
В городе имеется 161 трансформаторная станция по электроснабжению, 507 км линий электропередач, 13 котельных, которые вырабатывают до 120 тыс. Гкал тепла, 21 км уличных сетей теплоснабжения.
Для реализации Федерального закона «Об энергосбережении» и в соответствии с муниципальной программой энергосбережения, в 2010 г. установлены 2 автономные котельные для 80-квартирного и 90-квартирного жилых домов. В 2012 г. переведены от центрального отопления в автономную систему 5 многоквартирных домов. Это позволяет поддерживать стабильную температуру в жилых помещениях, ­исключив потери при транспортировке теплоносителя, уменьшить в 2,5-3 раза расход газа, исключить несанкцио­нированный забор воды из системы отопления.
Водоснабжение города осуществляется из озера Рыбье по водоводу Кас­пийск-Избербаш протяженностью 45 км. Ежесуточно город потребляет от 10 до 15 тыс. м3 воды. Протяженность внутригородских сетей составляет 105 км. Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию насосных станций, строительство резервуаров на 20 тыс. м3 и замену 23 км магистрального водовода стоимостью проекта 520 млн руб. Ведется строительство очистных сооружений воды по ­Федеральной ­целевой ­программе «Юг России (2008-2013 гг.)» и Республиканской целевой программе «Реализация ФЦП «Юг России (2008-2013 гг.)» на территории Республики Дагестан».
Основным источником горячего водоснабжения является геотермальная вода, получаемая из 9 скважин общим дебитом 2500 м3/сут. Протяженность центральных водопроводных сетей геотермальной воды – 11,3 км.
Обеспеченность города канализационными сетями составляет 45 км, из них 2,5 км – напорный коллектор и 2 цент­ральных безнапорных коллектора диаметром 1200 мм. В 2013 г. планируется завершение строительства очистных сооружений канализации мощностью 17 тыс. м3/сутки по Федеральной целевой программе «Юг России».
В последние годы активно ведется жилищное строительство. Так, в 2010 г. введено жилья – 37,45 тыс.м2, в 2011 г. – 27,9 тыс.кв.м., в 2012 г. – 33,6 тыс.м2.
По состоянию на 1 января 2013 г. признаны ветхими и аварийными 27 домов. Это деревянно-щитовые постройки 1930-40 гг. В них проживает около 850 человек. Переселение граждан было начато еще в 2003 г. в рамках реализации Федеральной программы «Жилище». Было переселено 42 семьи в 5-этажный 42-квартирный дом. В 2009 г. 90 семей было переселено в 90-квартирный 5-этажный дом.
Город принял участие в реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Рес­публике Дагестан в 2011 году», и в марте 2012 г. было завершено строительство 36-квартирного 3-этажного энергоэффективного жилого дома, построенного с привлечением средств госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», куда были переселены 36 семей. Дом построен с применением самых современных энергосберегающих технологий, материалов, и при его эксплуатации используется энергия Солнца и Земли. Источник горячего водоснабжения – солнечные коллекторы. Источник теп­лоснабжения – тепловые насосы «Вода – вода». В качестве низкопотенциального источника энергии для работы теплового насоса используется тепло Земли и грунтовых вод. Годовая экономия тепла за счет энергосберегающих мероприятий по проекту составляет 352 тыс. руб. в год.
В 2010 г. завершен капитальный ремонт всех многоквартирных домов (131 жилой дом) в рамках реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В 2008-10 гг. общий объем финансирования Программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов составил более 500 млн руб.
Управление многоквартирными домами осуществляется управляющей компанией ООО «Жилсервис».
Градостроительная деятельность в Избербаше осуществляется в соответствии с Генеральным планом, разработанным Гипрогором и ­утвержденным распоряжением Совета Министров Республики Дагестан и Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением городского собрания.
Руководству города удается добиться наибольшей эффективности использования городской территории. Строительство коммерческих объектов осуществляется физическими и юридическими лицами за счет собственных средств. ­Неотъемлемой частью единой программы градостроительного развития Избербаша является программа инвестиционного освоения. Создана электронная модель комплексной программы градостроительного развития, которая объединила в себе данные планов по строительству объектов местного значения за счет бюджетных средств и программы инвестиционного освоения. Эта модель обеспечивает возможность оперативного внесения изменений в план реализации генплана и отображает планируемые изменения городской среды на любом этапе.
Бизнесу созданы равные условия получения исходной информации и разрешительных документов, а также дифференцированная стоимость получения прав на земельные участки.
Действующие Правила благоустройства территорий городского округа «город Избербаш» (новая редакция), утвержденные решением соб­рания депутатов городского округа, позволяют эффективно решать вопросы, связанные с содержанием территорий города в чистоте. В 2012 г. на очередной встрече главы городского округа с предпринимателями были достигнуты договоренности об их добровольном участии в благоустройстве территорий города. По договору с муниципалитетом они должны осуществлять мероприятия по содержанию территории, прилегающей к объектам предпринимательской и хозяйственной деятельности. ­Договор также предусматривает проведение работ по окраске, ремонту фасадов зданий и строений, праздничному оформлению в дни проведения государственных и городских мероприятий, оборудованию прилегающей территории необходимым количеством контейнеров и урн для мусора.
Для досуга горожан в городе созданы 4 парка, теннисный корт, аквапарк, комплекс детских аттракционов, стадион, физкультурно-оздоровительный комплекс. Ежегодно тысячи людей поправляют свое здоровье на Горячем источнике геотермальных вод, который получил большую известность и за пределами Дагестана.
Излюбленное место летнего отдыха избербашцев – городской пляж. Чистоту песка поддерживают песко­очистительным комбайном. На пляже работают душевые кабины с геотермальной водой.
Оценкой работы органов местного самоуправления города является присвоение почетных званий «Самый благоустроенный город Респуб­лики Дагестан» за 2001 и 2002 гг. и «Самый благоустроенный город России» за 2005 г. среди городов с численностью населения до 100 тыс. человек.
Совсем недавно г. Избербаш признан самым экологически чистым городом Респуб­лики Дагестан.

ВАЖНО РАБОТАТЬ СООБЩА

Опубликовано allrf в рубрике Власть на местах

Весной нынешнего года Министерство регионального развития Российской Федерации проводило VI Всероссийский конкурс муниципальных образований, на который поступило 729 заявок из 74 субъектов Российской Федерации. По его итогам 3-е место в номинации «­Лучший глава муниципального образования» в направлении «Решение вопросов в сфере благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства и строительства» занял глава Петрозаводского городского округа Николай Левин. Сегодня мы беседуем с Николаем Левиным о том, что позволило Петрозаводску попасть в тройку лидеров, и что руководство города планирует еще реализовать в текущем году, чтобы удержать взятую высоту.

– Николай Иванович, что оценивало жюри при рассмотрении заявок участников конкурса в номинации «Решение вопросов в сфере благоустройства, жилищно­коммунального хозяйства и строительства»?

– При оценке деятельности глав и органов местного самоуправления учитывались такие критерии как общая ситуация в сфере благоустройства и ЖКХ, объемы вводимого жилья, строительство социальных объектов, наличие комплексных программ развития сферы строительства и ЖКХ, участие средств местного бюджета в решении указанных вопросов и многое другое. Это целый огромный пласт работы – то, что в результате делает жизнь горожан лучше, комфортнее, качественнее. Сразу скажу, что третье место в этом престижном и серьезном конкурсе – итог не только моей работы, но и администрации города в целом, и Петрозаводского городского совета. Это успех, достигнутый путем объединения усилий различных структур, в которых работают петрозаводчане. В нашем городе очень трудолюбивые, ответственные и инициативные люди. Кроме этого, многие проекты были бы невозможны без поддержки Правительства Респуб­лики Карелия и федерального бюджета – к примеру, строительство нового детского сада и катка с искусственным льдом.

– Жилищно­коммунальное хозяйство – это та сфера, где традиционно больше всего проблем и труднорешаемых вопросов. Какие проекты реализуются администрацией города в этой сфере?

– Одно из наших самых больших достижений – это реализация проекта «Чистая вода» совместно с правительством республики. Несколько лет назад цветность воды была настолько высока, что она казалась просто коричневой. В результате реконструкции водоочистных сооружений введена многоступенчатая очистка воды, и, кроме того, последний этап обработки – это обеззараживание ультрафиолетом, что позволяет убивать микробы, с которыми не справляется хлорирование.
В текущем году мы продол­жили перевод жилых домов на природный газ. ­Безопасным природным топливом уже пользу­ются жители 176 домов Петрозаводска. В этом году мы подключаем к природному газу 1322 квартиры (15 домов), а в перспективе переводим на природное топливо целый район Соломенное.
В помощь горожанам разработана и реализуется муниципальная программа «1000 подъездов», в рамках которой многоквартирным домам выделяются средства на ремонт общедомового имущества – подъездов, либо инженерных сетей, либо кровли – это зависит от того, какое решение примут сами жильцы.
Мы активно начали приводить в порядок дворы. С 2010 года заменили асфальт в 132 дворах и 51 межквартальном проезде. В текущем году отремонтируем еще 29 дворов. Это тоже проблема, которая не решалась в Петрозаводске долгое время.

– Тема благоустройства волнует каждого горожанина. ­Столица рес­публики – это лицо Карелии, город, который принимает больше всего туристов, гостей…

– Да, это самый посещаемый город республики, однако замечу, что официального статуса столицы у Петрозаводска пока нет. ­Такой статус позволил бы ­привлечь дополнительные средства из бюджета республики для благоустройства города. В настоящее время мы обсуждаем вопрос о присвоении статуса с главой республики, и надеюсь, что этот вопрос решится позитивно.
А что касается собственно работ по благоустройству, то в прошлом году мы построили два новых сквера, в которых установили детские площадки, а в одном из них – и спортивную площадку. В прош­лом году современную спортивную площадку с искусственным покрытием построили и у одной из городских школ. В этом году площадки появятся еще у 4 школ, причем, у одной из них это будет настоящее футбольное поле – его строительство началось еще в прошлом году. Отремонтировали знаковые места города. Увеличили финансирование работ по благоустройству, что позволило включить в перечень убираемых территорий те участки, на содержание которых раньше не оставалось средств.

– Еще один вопрос, который актуален для всей России – постоянно растущие объемы мусора. Можно сказать, что этот вопрос разросся до масштабов катастрофичной проблемы. Что предпринимается в Петрозаводске?

– Да, реалии современной жизни таковы, что мусора образуется всё больше и больше. ­Муниципальное предприятие «Автоспецтранс» ежедневно вывозит 250 тонн твердых бытовых отходов. ­Однако важно отметить, что 15% из них – это раздельно собранный мусор, который идет не на свалку, а подвергается вторичной переработке. В настоящее время в Петрозаводске оборудовано уже несколько десятков контейнерных площадок для раздельного сбора отходов. Для вывоза отсортированного мусора предприятием «Автоспецтранс» при поддержке администрации Петрозаводска приобретена специальная техника. На самом «Автоспецтрансе» созданы технологические условия, позволяющие хранить и отправлять на вторичную переработку раздельно собранный мусор: бумагу и картон, стекло, пластик, металл, дерево. Из дерева прямо на территории предприятия получают древесную щепу, которую используют для растопки некоторые котельные. Стекло, пластик и металл отправляются на соответствующие перерабатывающие предприятия в России. В ближайшее время мы планируем увеличить количество контейнеров для раздельного сбора мусора и перейти к использованию других моделей контейнеров, более современных и удобных, которые не позволят мусору разлетаться и загрязнять дворы. Важно, чтобы горожане поддержали это начинание, поскольку сортировка мусора без осознания гражданами необходимости его вторичной переработки невозможна.

– Николай Иванович, один из способов решения городских вопросов – муниципально­частное партнерство. Как оно применяется в Петрозаводске?

– В конце прошлого года одна из торговых сетевых компаний, успешно работающих в Петрозаводске, выполнила за свой счет работы по расширению улицы Ленинградской, установке трех светофоров и асфальтированию участка дороги. Уже стало традицией, что, согласовывая проект, администрация города предлагает предприятиям решить определенную социальную проблему. Да и бизнес становится всё более социально ориентированным. К примеру, петрозаводский предприниматель ­Вадим Маркелов – руководитель компании «МВ Barbell», продукцию которой уже знают во всем мире, установил на набережной Онежского озера уличные тренажеры, которые пользуются огромной популярностью у горожан. Тренажеры спроектированы таким образом, что вандалы не могут их разобрать или унести диски, с помощью которых меняется весовая нагрузка.

– Николай Иванович, я желаю, чтобы петрозаводчане поддержали ваши добрые начинания, как и многие другие проекты администрации Петрозаводска, направленные на улучшение жизни в городе. Удачи вам.

Мария Мухина

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Опубликовано allrf в рубрике Власть

Перед Россией сегодня стоят огромные задачи – это и устранение перекосов в развитии страны, и перераспределение финансовых и людских потоков, и создание действенных механизмов по установлению доступных цен на жилье. О том, что делается в этом направлении – наша беседа с министром регионального развития Игорем СЛЮНЯЕВЫМ.

– Игорь Николаевич, что делается Минрегионом России для сбалансированного развития субъектов страны?

– Сбалансированное развитие регионов – ключевая задача министерства, с ней связан большой блок вопросов, который входит в нашу компетенцию. Суть государственной региональной политики на сегодняшний день заключается именно в выстраивании сбалансированного развития субъектов Федерации, чтобы у нас не было отсталых провинций, живущих отдельно от планов всей страны, и чтобы задачи по развитию той или иной территории не дробились на отдельные отраслевые сегменты, а была бы видна комплексная картина настоящего и будущего по каждому региону.
С этого года мы начали реализовывать программно-­целевой подход в решении задач развития регионов. Нами разработана и в марте утверждена государственная программа «Региональная политика и федеративные отношения». Также определены три стратегически важные территории, развитие которых предусматривает реализацию отдельных государственных программ. Это Дальний Восток с Байкальским регионом, Северный Кавказ и Калининградская область.
Каждый из этих мегарегионов обладает рядом характерных особенностей и проблем. Так, на Дальнем Востоке – низкая транспортная доступность и малая заселенность территории. В республиках Северного Кавказа – нехватка рабочих мест и проблемы с социальной инфраструктурой. Западный наш эксклав, Калининградская область, не может сегодня достойно конкурировать с европейскими соседями ни по экономике, ни по качеству жизненной среды. А с 2016 года, когда прекратят действие таможенные преференции, возникнет риск закрытия порядка 50 крупных калининградских предприятий.
Для долгосрочного поступательного развития этих регионов будет использован механизм государственных программ. С этой целью в декабре 2012 г. утверждена госпрограмма «Развитие Северо­-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. ­Минрегионом разработана и внесена в Правительство государственная программа «Социально-­экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». ­Коллеги из Минвостокразвития России в настоящее время завершают разработку государственной программы «Социально­-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Все они предусматривают реализацию федеральных целевых программ территориального развития с соответствующим бюджетным и внебюджетным финансированием программных мероприятий.
В 2013 году на реализацию ФЦП «Юг России (2008–2013 годы)», «Социально­-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Социально-­экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы» и ФЦП развития Калининградской области на период до 2015 года предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета в размере 68,6 млрд рублей.
Сегодня утверждены стратегии социально-­экономического развития всех федеральных округов Российской Федерации, в которых предусмотрено формирование зон опережающего развития с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Сформированы перечни приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в округах, в стадии завершения эта работа по Дальнему Востоку и Байкальскому региону. Из общего «пакета» в 190 инвестпроектов 21 проект уже реализован, в высокой степени готовности еще 40 проектов.
Целый ряд вопросов сбалансированности развития территорий страны связан с совершенствованием системы межбюджетных отношений. Из федерального бюджета ежегодно направляются огромные средства в регионы в виде дотаций на сбалансированность их бюджетов. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что при запланированном росте общего объема дотаций на сбалансированность, механизм их предоставления носит непрозрачный характер, явно недостает методологических рамок. В этой связи нами предложено резко сократить практику предоставления дотации на сбалансированность бюджетов субъектов с соответствующим увеличением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также скорректировать саму методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов.
На наш взгляд, необходимо усилить стимулирующую роль механизмов предоставления финансовой помощи регионам, сократить долговую нагрузку региональных и местных бюджетов, создать ­условия для опережающего роста собственных доходных источников регионов и муниципалитетов. Это моя позиция как министра, и Минрегион России во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами прорабатывает решение этих вопросов.

 

– В прошлом году принята программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Как она сегодня реализуется?

– По целому ряду показателей нам уже удалось достичь неплохих результатов. Так, в 2012 году построено 65,2 млн кв. метров жилья. За январь–апрель текущего года введено 14,1 млн кв. метров жилья – 11,2% роста к аналогичному прошлогоднему периоду.
Рекордные показатели в ипотечном кредитовании: в 2012 году выдано 690,7 тыс. ипотечных жилищных кредитов на сумму 1,03 трлн рублей. Это в 1,3 раза превышает уровень 2011 года в количественном и в 1,4 – в денежном выражении. В текущем году рост продолжился, и, оценивая сложившуюся динамику, мы прогнозируем, что поставленную президентом планку – 815 тысяч ипотечных кредитов в год – мы достигнем раньше отведенного пятилетнего срока.
Для повышения доступности жилья и снижения стоимости строительства ведется работа по вовлечению в оборот земельных участков. Нами наработан хороший опыт по землям федеральной собственности, и в сегодняшних планах – распространить механизм аукционов «на понижение цены» на земли, которые находятся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении Государственной Думы.
С текущего года запускаем приоритетный проект «5 по 5», который предполагает дополнительный ввод 5 миллионов квадратных метров жилья экономкласса ежегодно в течение пяти лет.
Отдельное направление – формирование арендного рынка жилья. Базовый закон по некоммерческому найму тоже рассматривается в Думе. В этом году планируем сформировать необходимую нормативную правовую базу, в том числе в субъектах Федерации, и отработать «пилотные» проекты. С 2014 года перейдем к массовой реализации проектов строительства арендных домов.
Однако наряду с позитивными подвижками мы видим и ряд системных проблем. ­Согласуемый министерством план по вводу жилья на 2012 год выполнен только в 38 субъектах Российской Федерации, 45 регионов с ним не справились, и у большинства остаются опасения невыполнения намеченных показателей жилищного строительства на 2013 год.
На сегодняшний день ни один субъект Российской Федерации не строит необходимого 1 квад­ратного метра в расчете на душу населения в год, хотя это наш стратегический целевой ориентир, при достижении которого можно по­настоящему говорить о решении жилищных проблем граждан, но для этого предстоит удвоить объемы строительства.
Если говорить о коммунальной части этой госпрограммы, то здесь основная работа направлена на совершенствование нормативно-­правовой базы отрасли.
Среди наиболее значимых можно выделить федеральные законы о переходе на долгосрочное тарифное регулирование; об увеличении минимального срока действия техусловий на подключение к инженерным сетям до трех­-пяти лет; об установлении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; новую редакцию закона «О Фонде ЖКХ», в которую мы и сейчас продолжаем вносить изменения в части продления срока деятельности Фонда и внесения в него дополнительных имущественных взносов.
Принципиальное значение имеет закон о капремонте многоквартирных домов. Проблема недоремонтов накапливалась десятилетиями. В денежном эквиваленте она сегодня оценивается в 3,5 трлн рублей. Только за счет бюджетных средств решить ее невозможно. В то же время мы понимаем, что платежи для собственников жилья не должны быть обременительными. Сейчас развернута серьезная работа для того, чтобы с 2014 года заработали региональные системы капитального ремонта. Мы уже направили в субъекты РФ утвержденные Правительством методические рекомендации по созданию региональных операторов капремонта. Будем контролировать решение этой задачи.
Госпрограмма, о которой вы спросили, – основополагающий документ для министерства и подведомственного Госстроя. Она разрабатывалась во исполнение 600-­го Указа Президента России, подписанного 7 мая 2012 года, а все прошлогодние майские указы – на особом контроле, и внимание к поставленным в них задачам – повышенное.

ГОДОВАЛОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, или СТОИТ ЛИ ЗАПАСАТЬ СПИЧКИ?

Опубликовано allrf в рубрике Власть

В конце мая исполнился ровно год, как Дмитрий Медведев стал премьер-министром и возглавил Правительство России. Этот юбилей он отмечал в окружении нерадостных новостей.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с журналистами, посвященной годовщине работы кабинета министров под его «чутким руководством» охарактеризовал ситуацию в российской экономике как «средненькую», но признал, что ничего хорошего не происходит. «И это, наверно, больше всего всех раздражает — что непонятно, сможем ли мы вопреки мировым тенденциям выбраться на устойчивую траекторию роста». Несмотря на такой экономический спад, ДАМ уверил собравшихся, что России удастся избежать кризиса, который был в 2008-2009 годах. «Никакую тушенку, мыло и спички с солью запасать не надо». А так ли это на самом деле?
В самый канун юбилея с резкой критикой и оценкой «неуд» за работу правительства выступил А. Кудрин. ­Во-вторых, Путин отменил решение Медведева о вступлении России в международное партнерство «Открытых правительств» (OGP), которое должно было повысить прозрачность и подотчетность власти, тем самым уменьшить коррупцию и угнетение свобод в стране. Под этот проект Дмитрием Анатольевичем, в бытность президентом, было создано даже «Открытое правительство» с министром без реальной сферы ответственности. Но эти новости больше относятся к имиджевым.
Куда больше удручают статистические показатели по социально-экономическому развитию страны, за которое правительство несет прямую ответственность. Прежде всего, торможение экономики и как следствие – снижение прогноза роста ВВП на 2013 г. до менее 3%, (по последним данным, он может составить всего 2,4%) при запланированных 3,6%. И это на фоне того, что в прошлом году, не самом тучном для России, этот показатель равнялся 3,4%. А по «Стратегии-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» предполагалось, что рост составит как минимум 5%. Такая потеря темпов экономического роста за прошедший год, по мнению главы МЭР Андрея Белоусова, «равнозначна потере курса», что равнозначно краху политического курса.
Вызывает беспокойство и «лидерство» нашей страны по уровню инфляции среди партнеров по «большой восьмерке». По данным Росстата, в марте этого года она составила 7% в годовом выражении (с марта 2012 года). Это намного больше, чем у всех остальных участников G8. Но если во всем развитом мире такие цифры означают провал экономической политики властей, то у нас это списывается на наши специфические реалии: высокая коррумпированность нашей экономики, плохая институциональная среда и наличие бизнеса, паразитирующего на экономике, а проще говоря, «распил» бюджетных средств.
В заслуги себе и своему кабинету премьер записывает неплохие показатели по безработице на конец прошлого года, зафиксированной Росстатом на уровне 5,5%, по сравнению с 2011-м, когда она составляла 6%. Но все мы прекрасно понимаем, что это «статистическая» безработица, фиксируемая Росстатом, чаще всего «на глазок», когда сотрудники службы обходят квартиры россиян и спрашивают жильцов, работают они в данный момент или нет, как долго не работают и т.д., или иезуитскому методу Федеральной службы по труду и занятости, когда количество безработных оценивается по количеству граждан, ­зарегистрировавшихся на бирже труда. Учитывая, что максимальное пособие по безработице сегодня составляет 4900 рублей, а минимальное — 850 рублей (причем размер выплат не меняется с 2008 года), наивно предполагать, что эти «огромные» суммы мотивируют безработных регистрироваться, чтобы попасть в официальную статистику. О таком понятии, как структурная безработица, в кабинете министров (а возможно и сам Дмитрий Анатольевич), видимо, имеют смутные представления. А слова вице-премьера Ольги Голодец, которая на одной из конференций в Москве признала: «Наш рынок труда сегодня фактически нелегитимизирован. Очень небольшая часть рынка труда работает по прозрачным правилам. 48 млн человек работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем», – ставят под сомнение все заявления о безработице.
Не внушают оптимизма и заявления о низком уровне госдолга (10% ВВП). В условиях хронического недофинансирования субъектов экономики на фоне стабильно низкого госдолга прогрессирующими темпами растет внешний долг корпораций. Эта разновидность долговой зависимости чревата самыми неблагоприятными для нашей экономики последствиями, такими как возможное банкротство и распродажу ее «лакомых кусочков» иностранным «инвесторам».
Декларируя на словах о том, что «предпринимательская деятельность и предпринимательский талант – одни из основных ценностей, источник развития нашей страны», правительство с помощью двукратного увеличения страховых взносов в 2012 году устроило малому и среднему бизнесу «обрезание», в результате которого в прошлом году 300 тысяч индивидуальных предпринимателей прекратили свое существование. А есть уже цифры – более 420 тысяч.
Путин в образовании видит фундамент существования самой страны и ее благосостояние, а ­Медведев говорит о том, что в России слишком много вузов. Заметим, речь не о повышении качества образования, а о том, чтобы просто сократить количество учебных заведений. Главное – сократить.
Если говорить об инвестициях в науку, то здесь Дмитрий Анатоль­евич горд тем, что миллиарды долларов были потрачены на нанопроекты: «Роснано» одобрено порядка 120 инвестиционных проектов с общим бюджетом более 515 млрд рублей». Но вот на что и с какой эффективностью эти миллиарды были потрачены, проливает свет Счетная палата. Так, в качестве убытков «Роснано» недавно было списано 22 млрд бюджетных рублей. И ни слова о том, где же хваленый российский планшетник, который уже де­монстрировал Чубайс.
Все больше непонимания и вопросов возникает со Сколково – детищем премьера. Из основных достижений, которые на слуху, – уголовные дела о нецелевом расходовании бюджетных средств, выделенных на его развитие. И пока ни одного высокотехнологичного проекта, не считая «высокотехнологичных» возможностей депутата получать по 700 тысяч долларов за курс лекций или олигарха – по 2 млн рублей ежемесячно.
Не лучше обстоят дела с пенсионным обеспечением и наполняемостью региональных бюджетов, в медицине, обороне, социальной сфере и т.д.
Вот такая нерадостная картина вырисовывается, и приходит понимание, что этот год жизни правительства можно смело вычеркивать из жизни страны, поскольку, не считая обновленного сайта правительства, введения вечного «летнего» времени, нулевого промилле и поддержки «стратегических» проектов (Олимпиада, чемпионат мира по футболу, проведение саммита АТЭС), не сделано ничего заметного и ощутимого для граждан, что можно назвать позитивной работой.
Конечно, можно все списать на влияние мирового кризиса и российские реалии. Но для его преодоления и решения многих проблем и была утверждена стратегия долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года. В ней подробно прописано. И структурные проблемы нашей экономики, и то, что нам надо иметь высокие темпы роста для сокращения разрыва по душевому ВВП (по которому измеряют уровень жизни) с ведущими экономическими державами. Но она, как и иные программы, далека от исполнения. Конечно, существуют определенные временные рамки между принятием правильных решений и достижением благоприятных результатов. К примеру, если мы хотим улучшить инвестиционный климат, то результат появится не завтра и, возможно, даже не через год – через несколько лет. Это относится и к решениям других важных для страны проблем, таких, как ограничение монополий и т.д. Иными словами, правильные решения должны были приняты еще лет 5 назад, и предпосылки к этому были – тогда в стране было хорошо. Но у нас так не бывает – если все хорошо, зачем рисковать и терять поддержку тех, кого институциональные изменения раздражают и напрягают. А они напрягают очень многих. Потому что в России реформы предполагают устранение монопольных интересов. Поддержку же нашей власти обеспечивали как раз нефтяные, газовые, лесные и алмазные монополисты. Ущемление их интересов чревато ее потерей.
Но сегодня уже многим понятно, в том числе и президенту Путину, – правительство в действительности инертно и прилагает недостаточно усилий для исправления причин, ухудшающих экономическую ситуацию в стране. А значит, обещанного расцвета промышленности, науки, культуры и роста благосостояния народа нам с этим правительством не дождаться никогда.
Об этом красноречиво свидетельствуют слова Путина на его совещании с министрами и губернаторами в Элисте в канун юбилея работы правительства Медведева, которые случайно попали в СМИ. Напомним их: «…Как мы работаем? Качество работы ничтожное! Всё поверхностно делается! Если будем работать так, то ни хрена не сделаем! А если мы будем работать более настойчиво, более профессионально и с пониманием того, что нужно сделать, то сделаем. Если мы этого не сделаем, то нужно будет признать, что либо я работаю неэффективно, либо вы все плохо работаете, и вам нужно уйти…».
Оценка очень жесткая. Но действительно ли во всех нынешних проблемах в стране – экономических и социальных – вина только Медведева и членов его кабинета.
Начнем с того, что сложившаяся в России власть устроена так, что реальные рычаги управления находятся сегодня все же в руках президента и администрации его аппарата. Без одобрения со стороны помощников президента кабмин не может ничего сделать. К этому надо добавить и объективную реальность: правительство – орган технический, обслуживающий политические лозунги президента. Если он решил создать 25 млн рабочих мест или повысить бюджетникам зарплату, оно должно четко прописать: за счет чего, в каких отраслях, регионах и т.д. все это будет исполнено. Иными словами, перевести политический заказ в технический. Но для этого должны быть высококвалифицированные специалисты (увы, в нашем правительстве их не так уж много). Но поскольку и премьер, и вице-премьеры, и даже министры назначаются непосредственно президентом, они могут игнорировать все попытки им что-то вменить на уровне правительства, ссылаясь на свои обязательства перед высшим руководством, блокируя тем самым инициативы друг друга. И сделать тут нельзя ничего. Опыт последних лет это ярко показывает.
Если некоторых министров правительство еще может как-то «построить», то вице-премьеров – невозможно. У каждого из них свое представление о том, что и как нужно делать. Свои политические и иные интересы. ­Каждый из них обслуживает интересы своего политического клана, поставившего его сюда и конкурирующего в рамках политической борьбы. И когда этому сложному и противоречивому образованию под названием «кабинет министров» поручают перевести волю президента в плоскость исполнения, максимум что они могут сделать – это к конкретному сроку (срок – это строгое и святое) написать некий перечень мероприятий и отдать его на ­утверждение президенту без всякой надежды на его исполнение.
Такова цена политической лояльности.
И последние майские встречи президента Путина с членами правительства по поводу нарушения сроков и качества исполнения «майских» указов только подтверждают вышесказанное.
А напоследок все же хочется спросить нашего президента: когда он заметил ничтожное качество работы членов правительства, утвержденного им же самим? Тогда, когда увидели многократно подорожавшие олимпийские трамплины? В прошлом году, когда увидели безобразную подготовку саммита АТЭС? Или когда вскрылись деяния Сердюкова, по поводу деятельности которого федеральные власти обольщались столько лет?
Россиянам ничтожная работа руководства страны видна уже много лет: воровство растет, производство сокращается, народ нищает и вырождается. И ничего тут нового для нас, к сожалению, нет… Об этом наш журнал писал неоднократно.

Николай Варикаш

Мы помним... Так начиналась война

Мы помним... Так начиналась война


В 2017 году состоится очередная военно-историческая поездка "Мы помним... Так начиналась война" с 20 по 27 июня, посвященная 76-й годовщине начала Великой Отечественной войны, самой страшной и чудовищной трагедии для всех народов нашей страны. Эта поездка в формате «выездного урока истории» – новая, привлекательная, интересная форма патриотического воспитания, получившая широкий размах в стране и общественный резонанс, в том числе в СМИ. Особенность поездки – не только в самом маршруте, но и в личном непосредственном участии молодых людей в памятных мероприятиях в Брестской крепости в ночь с 21 на 22 июня. Подробности на www.mrzh.ru.

Мы помним... Так начиналась война

НВ-ПАРТНЕР


Rambler's Top100