Архив Октябрь, 2012

ГАЗИ ГАЗИЕВ: «ПООБЕЩАЛ — СДЕЛАЙ!»

Опубликовано allrf в рубрике Бизнес-клуб

Сказать, что Гази Газиев в Дагестане человек известный – не сказать ничего. Политик, общественный деятель, бизнесмен, меценат. И в то же время очень открытый, обаятельный человек, интересный собеседник. Недавно Гази Мулинович был награжден орденом «За заслуги перед республикой Дагестан», однако носить эту заслуженную награду не любит. «Зачем? – удивляется он. – Достаточно депутатского значка. Я 16 лет депутат пяти созывов, четыре года – член Госсовета. Так что на общественной работе уже двадцать лет. Это и есть самое важное, – то, что люди, народ Дагестана мне доверяют».
Гази Газиев умеет удивлять. Когда-то это был прогремевший на всю страну метод Газиева, потом проложенная ударными темпами железнодорожная ветка в обход Чечни, где в то время шла война. Сейчас по его инициативе строится афганский реабилитационный центр, аналогов которому в современной России еще нет.

Газиев Гази Мулинович родился 18 мая 1945 года в поселке Сульфат Казахской ССР. Окончил Московский институт железнодорожного транспорта. Кандидат технических наук. Почетный железнодорожник РФ. Депутат Народного Собрания Дагестана. В настоящее время возглавляет НПО «Сияние».

Уникальный центр для афганцев

– Гази Мулинович, НПО «Сияние» которое вы сейчас возглавляете, занимается весьма многопрофильной деятельностью. Однако именно реабилитационный центр для воинов-афганцев вы называете самым важным на сегодня объектом.

– А что тут удивительного? Центр строится для людей, которые уже заждались от всех нас внимания и помощи. Знаете, с чего все началось? В 2008 году узнаю, что наши дагестанские афганцы собираются ехать к Путину на прием. Просить помощи, потому что здесь, в Дагестане, на них махнули рукой. Не оказывают никакого внимания, не решаются самые насущные вопросы. ­Дошли до того, что объявили голодовку, и один из ее участников на третий день умер. Ну так же нельзя людей доводить! Я встретился с членом Общественной палаты Дагестана Патимат Геличовой, с представителем наших афганцев, с ­Омаром Муртазалиевым – это известный в республике человек, генерал-майор в отставке, бывший председатель комитета по делам ветеранов Дагестана. ­Обсудили проблему, и меня попросили помочь людям.
А мне как раз нужно было в Москву – пробивать строительство жилья для работников железной дороги: мы запланировали строительство пяти 12-этажных домов для наших людей. И я там, в Москве, говорю: нельзя ли помочь нашим афганцам – по десять лет некоторые в очереди стоят, не могут в респуб­ликанский ­реабилитационный центр попасть? Об этой нашей инициативе рассказали Путину, тот поддержал идею, сказал, что поможет с финансированием. Вот так идея обрела вполне конкретные очертания.

 – Помещение для центра долго ­искали?

– Зачем искать? Я как раз строил офисный центр, и один этаж отдал под афганцев. Они же разбросаны по всем районам города, стоят на учете в различных поликлиниках. Надо было сконцентрировать всех в одном месте, чтобы правильно заниматься диагностикой болезней и диспансеризацией. Купили современные диагностические аппараты, у нас сейчас стоит оборудование, которому многие лечебные учреждения позавидуют. Пригласили лучших специалистов. Главный врач центра – заслуженный деятель науки Дагестана, народный и заслуженный врач РФ и РД, доктор медицинских наук, профессор Ахмед Хасаев, заведующий отделением квантовой медицины – академик Магомед Эльдаров, заведующий хирургическим отделением – профессор, со­судистый хирург Магомед Рамазанов. Сам уровень специалистов тоже ведь о многом говорит, правда?

 – А какие услуги оказываете? Ведь приходится учитывать специ­фику контингента.

– Весь спектр медицинских услуг. Вот у меня есть буклет, подготовленный к открытию реабилитационного центра «Афганец». Там значится: диагностика физического и психо­эмоционального состояния человека на ГРВ-аппарате Короткова, отслеживание влияния любого плана воздействий на организм человека, анализ крови, точечный массаж позвоночника. Мы делаем физиопроцедуры, проводим консультации специалистов. Создали также диспетчерскую авто­услугу. Специально для Центра купили десять машин «Лада Калина». Машины приметные – на них нанесена яркая надпись «Афганец», многие жители Махачкалы видели уже их на улицах города. Пациент может из дома позвонить в диспетчерскую, заказать машину, чтобы съездить в диагностический центр или отвезти ребенка в школу.

 – Бесплатно?

– Ну конечно! А когда откроем в этом здании парикмахерскую, у нас будет и бесплатная парикмахерская для афганцев, буфет, в перспективе, когда финансовое положение улучшится, и бесплатная аптека.

 – Даже не верится, что такое возможно в наше прагматичное время.

– Афганцы тоже не верили, что это строится для них. Аналогов такому центру в России нет. В перспективе мы планируем, что он будет не только для афганцев, но и для чернобыльцев, ветеранов всех боевых действий. Для России – это великое дело. У нас ведь одних афганцев ­сейчас три с половиной тысячи, а с членами семей, которые также стоят на учете в цент­ре, – пятнадцать тысяч.

 – Как скоро ваш центр заработает на полную мощность?

– Все сразу, конечно, трудно ­охватить. Для скорейшего завершения строительства хотел получить кредит в «Альфа-банке» – 250 миллионов рублей. Вроде бы обо всем договорились. ­Потом приходит отказ: у вас взрыво­опасная республика, неблагоприятный инвестиционный климат. Я что, лично для себя просил? Реабилитационный центр строить надо? Надо. 60-квартирный дом для тех же афганцев сдавать надо? Надо. ­Филиал Российского торгово-экономического университета завершать надо? Надо. Помимо этого семь домов строю, три офисных центра, есть под что гарантии дать, у нас задел по имуществу – полтора миллиарда руб­лей. А мне говорят: взрывоопасная республика.

 – То есть кредит вам нужен для того, чтобы ускорить завершение строительства?

– Вот именно: ускорить завершение, а не завершить. Это же не ­долгострой какой-то. Восемь этажей уже построено, надо просто довести дело до конца.

 – В таком социально ответственном деле наверняка ведь есть те, кто вам бескорыстно помогает?

– Очень многие откликнулись, большая им за это благодарность. Под строительство дома для афганцев мэром города Махачкалы Саидом Джапаровичем Амировым был выделен земельный участок. Первым перевел в фонд строительства однодневный заработок в размере 1,5 миллиона рублей коллектив Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги. Эта инициатива была поддержана и другими трудовыми коллективами и общественными объединениями республики. Двести муниципальных предприятий Махачкалы, по предложению главы города, также перечислили свой однодневный заработок в фонд афганцев. Республиканские власти перечислили в фонд государственную компенсацию афганцам на жилье. Надеюсь, что и наши богатые люди в Дагестане тоже подключатся к этому благородному делу.

 Высшее образование должно быть доступным

– Вы сказали о строительстве университета. Это ведь тоже огромный проект для Махачкалы.

– Планируем, что в ближайшее время филиал российского торгово-экономического университета у нас будет работать. Его ректор Сергей ­Николаевич Бабурин обещал всяческое содействие, чтобы это случилось как можно быстрее. Вы видели, в здании уже начались отделочные работы. Надеемся, в следующий учебный год сможем начать прием студентов.

 – Сколько человек могут здесь ­обучаться?

– Порядка десяти тысяч. Это очень много, но это все звенья одной цепи – афганский центр, институт. ­Народ должен видеть, что Дагестану оказывают внимание. Сегодня университет имеет свои филиалы в большинстве крупных российских городов – Волгограде, Краснодаре, Перми, Казани, теперь будет и у нас в Махачкале.

 – А чья была инициатива открытия филиала?

– Помог Омар Омарович Бегов, депутат Государственной Думы от Дагестана. Это он сделал предложение Бабурину. Идею поддержал президент Республики Дагестан. Член Совета Федерации от Дагестана Ильяс Умаханов написал письмо с ходатайством об открытии филиала университета в Махачкале министру науки и образования Ливанову. Так все и началось.

 – Чем привлекла вас идея открытия в Дагестане именно этого университета?

– Прежде всего тем, что девиз университета – не только качественное, но и доступное для всех слоев населения образование. По себе знаю, насколько это важно в жизни. И потом это будет высшее учебное заведение не только для нас, но и для молодежи всех соседних республик и государств: Чечни, Осетии, Кабарды, Азербайджана, Армении.

– Хотите сказать, что ничего подобного на Кавказе прежде не было?

– Не было. А теперь будет. ­Поэтому проект важен не только для нашей республики, но и для всего региона в целом. Молодые люди, вступающие в жизнь, должны получать нормальную гражданскую профессию, тогда и регион не будет считаться взрывоопасным.

– Вы ведь сами когда-то получали высшее образование в Москве?

– Но перед этим с отличием окончил техникум торговли в Буйнакске. Работал год заведующим магазином.

 – А почему так неожиданно поменяли выбор – с торговли на институт железнодорожного транспорта?

– Так распорядилась судьба. Я в Москве выбирал между двумя институтами: пищевым и железнодорожного транспорта. В итоге стал железнодорожником, о чем не жалею. Закончил не только институт, но и аспирантуру. Потом три года работал по распределению на Украине, в Никополе.

 – Знаменитый метод Газиева, который потом внедрялся по всей стране, когда появился?

– Это уже здесь, в Дагестане. На каждой станции тогда было несколько самостоятельных подразделений, работавших сами по себе. К примеру, отдельно путейская служба, отдельно вагонная. А за всеми этими подразделениями следить и координировать работу должен был начальник станции. Громоздко и неэффективно. Я предложил новую систему организации крупных железнодорожных станций. Она была одобрена МПС СССР и стала одним из ключевых направлений реформы всей отрасли. Это дало возможность улучшить дисциплину труда, произвести сокращение работающих. С 1986 года началось внедрение этого метода, который принес ощутимый экономический эффект.

 – Его как-то можно выразить в цифрах? Каков его экономический эффект?

– Численность работающих у нас на тот момент составляла 7500 человек, мы сократили 3500 за счет сов­мещения служебных обязанностей, высвобождения ненужных штатных единиц. Экономический эффект составил 67,5 миллиона в год – тех, советских, денег. Это только по одной позиции, по нашему отделению. А если этот метод был бы применен в масштабе всего Союза, можно было бы сократить 700-800 тысяч работников железной дороги – это два средних российских города! За двадцать лет экономия составила бы примерно 240 миллиардов рублей. Помню, когда все началось, к нам перенимать опыт откуда только ни приезжали: из Прибалтики, Казахстана, Средней Азии. Правда, скоро развалился Союз, и начались совсем другие реформы, не в пользу государства.

 – Этот принцип, наверное, применим и в других отраслях экономики и управления?

– Конечно, не только на железной дороге. Тем более теперь здесь многое поменялось, произошли другие структурные изменения. Но, к примеру, Северо-Кавказская железная дорога сейчас будет объединяться и вливаться в единую службу из трех дорог, соответственно, сокращаться штаты. Это тоже в духе «метода ­Газиева», предложенного мной еще в 80-х годах. Вернусь, кстати, к вашему вопросу о торговле и железной дороге. ­Знаете, чем работа заведующего магазином отличается от железнодорожного руководителя? ­Заведующий отработал, магазин закрыл – и может отдыхать. А у начальника отделения и после окончания рабочего дня полноценного отдыха нет. Могут и среди ночи звонком разбудить, надо срочно что-то решать. Хлопотно, зато есть что вспомнить за время работы на железной дороге. Это не только метод Газиева. Централизованная бухгалтерия, комплексный бригадный метод обслуживания и содержания устройств дистанции электрификации и электроснабжения, формирование длинносоставных сквозных поездов назначением Дербент – Астрахань, Артезиан – Дербент. Да много чего. Но главным своим достижением, конечно, назову строительство отрезка дороги Кизляр – Карлан-Юрт.

 Авторитет просто так не получишь

– Необходимость строительства участка Кизляр – Карлан-Юрт появилась ведь в связи с экономической блокадой республики Дагестан, когда железнодорожное сообщение через Чечню было просто закрыто. Те события, наверное, памятны до сих пор.

– Республика была поставлена на грань выживания. Вагоны с грузом шли до Кизляра, а в Кизляре перегружались на машины, которые отправлялись по разным направлениям: в Азербайджан, в Дагестан, в ту же Чечню. Также и с пассажирскими поездами: нанимали на средства отделения автобусы, и везли пассажиров из Кизляра до Махачкалы.

– Стоило это удовольствие наверняка немалых денег…

– Об экономической составляющей даже говорить не приходится. ­Разгрузить тонну груза, перевезти, с учетом, что перемещение автотранспортом дороже, чем железной дорогой, и опять разгрузить – выходило дороже золота. Ущерб зашкаливал за миллиарды рублей – это ­совершенно точно. Необходимо было строить дорогу, причем немедленно. Но дело ведь не только в деньгах. У нас же любое строительство рассчитано на большие объемы, долго запрягаем… А тут небольшой участок в восемьдесят километров, и срочно. ­Недаром этот участок, как в блокадном Ленинграде, называли тогда Дорогой жизни.

 – Ваш некогда научный руководитель, академик Академии транспорта РФ, доктор технических наук, профессор Евгений Александрович Сотников считает, что помог в этом тогда вице-премьер правительства Черномырдина Алексей Алексеевич Большаков. Дагестан был отрезан от России, но все политические и экономические последствия этого по-настоящему понял в правительстве прежде всего Большаков, к которому вы обратились. По его инициативе было дано «добро» на строительство.

– Совершенно верно. Большаков направил к нам сюда, в Дагестан, министра путей сообщения Зайцева, и дело закрутилось. Средства и фонды нашлись из резерва, вообще отношение к стройке было как при стихийном бедствии, поэтому многие вопросы решались очень быстро. Да оно и было по настоящему стихийным бедствием.

 – Однако даже при таком отношении построить всё за семь месяцев – это рекордные темпы.

– По ночам работали, при фонарях, прожекторах. Зима, начало декабря, холод – а мы лес валим здесь. ­Живых денег так до окончания строительства почти и не было. Выручали взаимозачеты. Стыковка северного и южного участков произошла в районе Бабаюрта 6 июля 1997 года. За семь месяцев построили! Для республики это строительство было бесплатным, а польза – громадная. ­Восстановлено грузовое сообщение между Россией и сопредельными государствами. ­Возобновились железнодорожные потоки и в Дагестан. Сейчас в день сюда в среднем идут четыре-пять составов по 60 вагонов в каждом. Ожил международный морской торговый порт в Махачкале, ожило производство. Экономический эффект даже трудно подсчитать – но он точно составляет десятки миллиардов рублей. А главное – у людей появилась возможность работать, уверенность в сегодняшнем дне, ведь обстановка на тот момент была уже крайне накалена.

 – За строительство железной дороги вы ведь были отмечены и на государственном уровне?

– Меня наградили орденом Почета – это вторая по статуту награда России.

 – Однако носите вы этот орден крайне редко.

– Зачем? Считаю, достаточно депутатского значка. Человека украшает скромность. Но, конечно, приятно, что мои заслуги были оценены столь высоко. И не только в России в целом, но и в нашей республике. Я ведь тогда был еще награжден орденом «За заслуги перед республикой Дагестан», а кроме того за вклад в развитие республики – золотой медалью «Народный герой Дагестана». Это и признание, и одновременно стимул для дальнейшей работы на благо нашего края.

 – В Дагестане более тридцати национальностей. Трудно, наверное, приходится находить общий язык со всеми?

– На Кавказе надо иметь авторитет. Но просто так его не получишь, авторитет надо завоевать. У меня на железнодорожной дороге работали 7500 человек, 43 предприятия. ­Чтобы в коллективе была слаженность, надо учитывать нацио­нальную принадлежность. Если руководит лакец, два его заместителя должны быть другой национальности. ­Тогда никаких конфликтов не будет. ­Да­гестан очень богатая республика по духу, по совести, по национальной принадлежности. Если ты правильно себя поведешь, народы как братья. Вот я не хвалюсь, поеду в горы, все меня знают. Я их не знаю – они меня знают. В­ообще я всегда жил по заветам отца. Он любил говорить «Не бегай от работы», «Будь честным со всеми и прежде всего перед самим собой», «Пообещал – сделай». Эти отцовские слова помогли мне в жизни, я всегда любил трудиться. И люблю свой трудолюбивый и замечательный дагестанский народ.

МЕДЫНЬ — КРАЙ МЕДОВЫЙ!

Опубликовано allrf в рубрике Люди дела

Калужская область среди регионов Центрального федерального округа по многим показателям является лидером. Немалую лепту в ее лидерство вносит и Медынский район. Сегодня район уверенно становится известным не только в области, но и за ее пределами. И высокие темпы экономического и социального развития – результат слаженной работы администрации МР «Медынский район», который возглавляет
Николай Васильевич Козлов.

Основой хозяйственного комплекса района является промышленность, которая и формирует значительную часть доходов районного бюджета. Именно в этой отрасли занят каждый пятый работающий житель Медынского района.
В структуре объема отгруженной продукции наибольший удельный вес продолжает занимать производство пищевых продуктов – 56%, на 2­м месте – производство мебели: 33%. ­Производство промышленной продукции в районе осуществляют 15 предприятий, три из которых относятся к категории крупных и средних.
Самым крупным предприятием отрасли является завод молочных продуктов «Школьное питание» ОАО «МосМедынь­агропром». Объем отгруженной продукции на этом предприятии в прошлом году составил 757,6 млн руб. Завод ежедневно производит 100 т молока питьевого, йогуртов с различными наполнителями, творожных изделий, масла сливочного, сметаны, фруктовых напитков на основе молочной сыворотки. Ассортимент продукции уже составляет более 40 наименований и продолжает расширяться. Поставки высококачественной продукции осуществляются в дошкольные и школьные учреждения Москвы и Калужской области.
Филиал ЗАО «Москомплектмебель» – Медынская мебельная фабрика – второе по величине предприятие отрасли. Прошлогодний объем отгруженной продукции составил 344,5 млн руб. В последние годы в развитие этого предприятия вкладывались значительные инвестиции, позволившие приобрести и внедрить оборудование нового поколения с программным управлением, освоены новые технологии изготовления деталей, расширен ассортимент комплектующих, улучшена работа фирменных магазинов. На сегодняшний день ассортиментное предложение фабрики является самым широким в Калужском регионе.
Пристальное внимание администрация района уделяет и развитию сельского хозяйства. И это дает свои плоды. Хоть этот год и не показательный по погодным условиям, в районе успешно закончили уборку зерновых культур. ­Всего по району намолочено 11 605 т ­зерна. Урожайность составила 31,7 ­ц/га, что выше областных показателей (­средняя урожайность в области – 23,3 ц/га). Особенно отличились земледельцы ОАО «Мосмедыньагропром». Урожайность зерновых с их полей составила 32,9 ц/га. В закрома здесь засыпано 400 т семян озимых и 1350 т яровых зерновых культур. И остальные предприятия агропромышленного комплекса района в этом году добились хороших результатов. Так что на областной агропромышленной выставке­ярмарке «Калужская осень­2012», проходившей в сентябре, Медынский район выглядел достойно и был награжден дипломом за лучшую экспозицию, ОАО «МосМедынь­агропром» – дип­ломом и медалью как «Лучшая организация АПК Калужской области», молочный завод «Школьное питание» – дипломом и медалью как «Лучшее перерабатывающее предприятие в молочной отрасли области».
Широкое признание работа администрации по дальнейшему развитию промышленного и сельскохозяйственного секторов района получила и на областном уровне. Так, в конце сентября именно здесь, на базе Медынского и Дзержинского районов, проходило выездное заседание консультативного совета глав местных администраций муниципальных районов и городских округов области. Участники выездного заседания совершили рабочую поездку по району. Первым объектом, который они посетили, стал животноводческий комплекс ОАО «МосМедыньагропром» в деревне Дошино. Здесь гости сами смогли убедиться, как в районе реализуются такие целевые программы как «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008­2012 годы», «Развитие молочного скотоводства на 2009­2012 годы» и «Развитие мясного скотоводства на 2010­2012 годы».
В сельхозпредприятии «МосМедынь­агропром» участникам показали, как идет в хозяйстве уборка кукурузы, которая не во всех районах области сегодня в почете. А зря. Ведь опыт местных агропромовцев показывает, что ее выращиванием стоит заниматься. Урожайность в этом году составила 488 ц/га. За счет улучшения кормовой базы в хозяйстве хорошие показатели и в производстве мясной продукции. Среднесуточный привес бычков на откорме составляет 1108 граммов. За восемь месяцев текущего года реализовано на убой 717 т мяса КРС в живой массе.
– Надо в каждом муниципалитете пробовать и внедрять то, что мы увидели сегодня в Медынском районе, – прокомментировал увиденное заместитель губернатора Владимир Абраменков. – Сегодня «МосМедыньагропром» дает Калужской области 10% молока. ­Такой результат достигается, в том числе, и благодаря сбалансированности кормов для животных.
Кроме традиционных отраслей сельского хозяйства при активной поддержке отдела аграрной политики и социального развития села МР «Медынский район» внедряются совершенно новые направления сельхозпроизводства. В деревне Дворики завершено строительство фермерского комплекса «Самсон­Ферма» по производству мяса и яйца цесарки, по легенде – любимого лакомства римского императора Юлия Цезаря. В настоящее время здесь содержится 40 тысяч голов экзотической птицы. За полгода, прошедших со дня открытия, реализовано на убой 44 т мяса. В основном продукция идет в торговые сети и рестораны Калуги и Москвы, но попробовать ее могут и жители района – охлажденное мясо цесарки, яйца продаются здесь же, в магазине, открытом при ферме.
Но есть у района еще одна своя фирменная «специфика». Медынский район хорошо известен в Калужской области и за ее пределами и своими ярмарками меда. Обычно они приурочены к празднованию Дня города. Медынь на один день становится сладкой столицей региона. В этом году в этот день здесь была проведена очередная, десятая ярмарка. Мед продавали особенный – накануне, в день Медового Спаса, его освятили. ­Нынешнюю ярмарку не сравнить с первой, тогда в ней принял участие всего один местный пасечник. Несколько сорокалитровых фляг разлетелись в миг. Горожане просили повторить ярмарку. Уж очень хотели они прикупить на зиму настоящего пчелиного продукта. Ведь район славится разнотравьем, а это – богатство медоносов. А значит, и мед более ценен и полезен. ­Нынче в ярмарке приняли участие уже 50 пасечников, и можно было попробовать и купить и липовый, и цветочный и любой другой, какой только существует в природе мед. Благо, природа земли Калужской богата.
Если и дальше ярмарка меда будет проводиться с таким же размахом, то легко могут сбыться слова губернатора области Анатолия Артамонова, который как­то высказал пожелание, чтобы Медынь сделать центром меда на Руси, и чтобы этот фестиваль меда стал международным и ежегодным.

КИЗЛЯР — ОПЛОТ МИРА И ДРУЖБЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Опубликовано allrf в рубрике Знаменитые города

В сентябре, в один из важнейших христианских праздников – день Рождества Пресвятой Богородицы – в Кизляре состоялась акция «Благоукрашаем храм». По центральной улице города торжественно прошла колонна к Собору Св. Георгия Победоносца. В руках шествующих были иконы, собственноручно вышитые бисером женщинами города, впоследствии переданные в дар православному собору.
Это мероприятие – лишь часть той большой работы, направленной на укрепление взаимопонимания, единение, дружбу народов, населяющих Кизляр, проводимой администрацией города и способствующей сближению религий и культур. Для ­Кизляра, где проживают люди более тридцати национальностей, жить в мире и согласии – важнейшее условие.

По велению Петра

Собор Георгия Победоносца – частица нашей кизлярской души, считают здесь. С него началось возрождение Православной духовности и построен он в 1997 г. – на месте церкви во имя Живоносного источника, в которой в XVIII в. крестили Петра Ивановича Баг­ратиона – полководца, Героя Отечественной войны 1812 года, смертельно раненого на Бородинском поле, защищая Россию. Багратион наравне с Петром Великим, повелевшим построить в этом месте город, и генерал-аншефом В.Я. Левашовым, основавшим крепость Кизляр, – здесь одни из самых почитаемых исторических деятелей. Всем им установлены памятники.
Долгое время Кизляр считался русской столицей на Кавказе, по численности населения он уступал только Тифлису. Из крепости Святого Креста на Сулаке сюда были переведены казаки, северокавказцы, издавна находившиеся на службе России, а также армяне и грузины. Кизляр стал колыбелью Терского Кизлярского казачьего войска.
В советские годы город был включен в состав Дагестанской АССР, потом передан Орджоникидзевскому (Ставропольскому) краю, Грозненской области, а в 1957 г. возвращен Дагестану.
В разные годы здесь бывали Емельян Пугачев и полководец Александр Суворов, дипломат и писатель Александр Грибоедов, поэт Михаил Лермонтов, писатель-декабрист А.А. Бестужев-Марлинский, великий русский хирург Николай Пирогов, писатель Лев Толстой и даже французский писатель Александр Дюма-отец.
Мало какой нестоличный город может похвастаться таким созвездием имен посетивших его знаменитостей.

Край созидания

Близость недавних военных действий в Чечне отразились и на Кизляре, война докатилась и сюда. В январе 1996 г. ворвавшиеся со стороны Чеченской респуб­лики бандиты попытались захватить аэродром. Получив отпор, банда Радуева решила спрятаться за спинами мирных жителей Кизляра, захватив городскую больницу и взяв заложников. Погибли десятки ни в чем не повинных людей, милиционеры, противостоявшие налетчикам.
В 1999 г., когда бандформирования из Чечни вторглись в Дагестан, Кизляр снова пережил тяжелые дни. Был создан штаб обороны, который возглавил мэр города, сформирован отряд самообороны из добровольцев – казаков, русских, аварцев, даргинцев, кумыков и представителей других национальностей, которые твердо сказали: «Мы сами будем защищать город, но повторения 1996 года не допустим». Кизлярцы тогда оказали еще и помощь землякам, пострадавшим от вторжения боевиков в Дагестан.
Более 120 тыс. руб. было перечислено Новолакскому и более 60 тыс. руб. – Цумадинскому районам Дагестана. ­Десятки ­беженцев принял ОАО «Концерн «КЭМЗ», предприятия города оказали помощь в восстановлении жилья, больниц и школ в пострадавших районах.
Но даже в самой непростой ситуации город стремился, прежде всего, жить мирной жизнью, созиданием. Кизлярцы первыми в Дагестане озаботились налаживанием побратимских связей. Первым городом-побратимом для Кизляра стал Буденновск, договор о дружбе и ­сотрудничестве с ­которым был подписан 12 сентября 1992 г. В 1993 г. были установлены побратимские отношения с г. Одинцово Московской области, г. Железноводском Ставропольского края, затем с г. Азовом Ростовской области, г. Бердянском Украины, г. Анапой Краснодарского края.
На 90-е пришлось и открытие новой жизненно важной для республики железной дороги Кизляр–Карланюрт, и строительство высоковольтной ЛЭП на 330 тысяч вольт, которая дала бесперебойную подачу электроэнергии всему Дагестану. Проложенная в кратчайшие сроки линия электропередач ЛЭП-330 КВ «Буденновск–Кизляр–Чирюрт» протяженностью более 420 км – самая крупная сегодня на Кавказе. Дагестан больше не знает, что такое дефицит электроэнергии.
Кизляр сегодня – один из самых молодежных городов Дагестана, здесь открыты более десяти учебных заведений, в которых юноши и девушки получают специальное и высшее образование.
В 2010 г. состоялась инаугурация избранного на очередной срок мэра города В.С. Паламарчука. Депутаты отметили, что Вячеслав Степанович Паламарчук зарекомендовал себя как признанный лидер не только в городе, но и авторитетный руководитель в республике, приложивший максимум усилий для развития города и спокойной жизни кизлярцев. И сегодня под его руководством город стабильно развивается. Ежегодно Кизляр перечисляет более 1,2 млрд руб. налогов при собственном годовом бюджете в 505 млн. «Мы почти три города обеспечиваем таких, как Кизляр, – констатирует В.С. Паламарчук, – а бюджет, к сожалению, получаем крайне слабый, практически его не хватает даже для содержания городского хозяйства. Это несправедливо и неправильно».
Промышленными предприятиями города только за предыдущий год произведено продукции на 3,7 млрд руб., темп роста составил 143%. Уровень безработицы снизился до 0,8% и зафиксирован как один из самых низких по республике, всего во все уровни бюджета (федеральный, республиканский и местный) собрано свыше 1,2 млрд рублей.
В настоящее время нам удалось не только сохранить набранные темпы роста, но и увеличить их на 32%.
Администрацией города совместно с консалтинговой компанией «ФОК» разработан проект Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Кизляр (КИП), который предусматривает создание технологического парка. По данному вопросу подготовлен ряд инвестиционных проектов, в т. ч. по строительству рисозавода, мясокомбината, овощехранилища, завода по выпуску термоструктурных панелей, по обработке металлического лома, по выпуску стройматериалов и т.д. Кроме этого КИП предусматривает реализацию крупного инвестиционного проекта по созданию агропромышленно-логистического кластера с общим объемом частных инвестиций свыше 11 млрд руб. Инвестор проекта – ООО «АГРИКО». В результате реализации проекта будет создано 810 новых рабочих мест.
Крупные инвестиционные проекты реализуются на базе ООО «Кизлярагрокомплекс» и ОАО «Концерн «КЭМЗ», планируется создание инновационно-технологической площадки, включающей 8 инвестиционных проектов. Уже вступил в действие завод по производству энергосберегающих ламп, создан учебно­технический центр и многое другое.
Главный социально-экономический эффект от реализации проектов г. Кизляра – создание свыше 3500 новых рабочих мест в период 2012–2020 гг.
Все это вселяет надежду на то, что Кизляр станет тем городом, где реализуются самые смелые идеи, самые практичные планы, которые принесут уверенность и перспективу в нашу жизнь.

Культурная революция

Кизлярцы давно знают, что единственная и главная основа комплексного развития города в непростой обстановке, складывающейся в последние десятилетия на Кавказе, – это сохранение взаимопонимания, стабильности и перспективы, что возможно только при постоянном, активном и систематическом развитии уровня культуры везде и во всем.
«Вы не найдете другого такого провинциального города России, где была бы так развита культура, – считает первый заместитель главы администрации Л.Н. Дубова. – У нас, может, дороги не очень хорошие, денег постоянно нет, но по уровню культуры мы посостязаемся и с крупным городом».
И это на самом деле так. Три городских телевизионных канала, три газеты, 18 телестудий, которые рассказывают о жизни города, пропагандируют патриотизм, исторические традиции, – где такое еще увидишь?
А кроме того, в городе с 53-тысячным населением более 30 памятников истории и культуры, работают девять музеев. В этом году открыли музей образования, где можно узнать все о школе, где учился, о ее выпускниках, добившихся известности, даже посмотреть свой классный журнал. Нехитрая вроде бы выдумка, но, сколько в ней теплоты, любви к своим землякам, традициям и истории города.
Клуб ветеранов носит имя Почетного гражданина Кизляра Степана Яковлевича Паламарчука, долгие годы руководившего Кизлярским районом в советский период и оставившего о себе заметный след добрых дел и хорошую память.
«Наша сверхзадача – сделать Кизляр большой дружной семьей, – рассказывает Л.Н. Дубова, – и мы уже несколько лет принимаем девиз года, который становится нашей линией на ближайший период. 2006-й, например, был объявлен Годом казачества. Мы максимально обратились к своим истокам, к казакам, которые здесь живут, собирали фольклор. Так родился музей казачества. Девизами следующих лет были: «Здоровье горожан – богатство Кизляра», «Культура во всем – формула успеха кизлярцев» и другие. И каждый год выпускались книги, посвященные данной тематике. За последние 10 лет было издано более 20 книг».
В прошлом году, который был объявлен Годом дружбы народов, в Кизляре сделали большую выставку о жизни всех регионов России, открыли молодежный культурный центр, провели множество патриотических мероприятий. В 2012 году, в Год российской истории, в Кизляре были открыты мемориал героям Отечественной войны и Памятный знак, посвященный 200-летию Победы в войне 1812 года, проведены конференции с активным участием студентов и школьников. «Молодежь должна знать историю своей Родины, воспитываться в духе уважения к традициям, видеть друг в друге товарища и единомышленника», – считают здесь. И это не просто слова, это стратегическое направление развития Кизляра, который по-прежнему, как и много лет назад, остается форпостом России и оплотом мира на Северном Кавказе.

И «ПЛЕНИЛИ» ЛОПАСНЕНЦЫ НАПОЛЕОНА

Опубликовано allrf в рубрике Знаменитые города

25 августа жители Чеховского района отметили главный праздник муниципального образования – День города. По старой доброй традиции торжества проходили во всех городских и сельских поселениях. Основные праздничные мероприятия состоялись в самом Чехове на площади Советской.

По килограмму шоколада

Празднование началось накануне Дня города с награждения самых маленьких жи­телей Чеховского района. 24 августа в КТЦ «Дружба» вручали призы и по килограмму шоколада победителям детского конкурса «Я ­рисую лето». В конкурсе, старт которому был дан еще 1 июня, приняло участие почти 400 человек. Так что жюри, по словам одного из его участников, пришлось «изрядно попотеть, чтобы ­выбрать лучшие работы». Приглашенных на награждение гостей – а их было так много, что с трудом вместила довольно просторная литературно-музыкальная гостиная – приветствовал глава Чеховского района Александр Слободин.
– Дорогие друзья, мне особенно приятно вручать подарки, потому что для многих собравшихся сегодняшняя награда – первая в жизни, – сказал Александр Анатольевич. – Уверен, что за ней последуют другие, которые станут достойным подтверждением высокого мастерства, – добавил он.
Победителей конкурса детского рисунка также приветствовала начальник управления образования ­администрации Чеховского района Елена Толмачева. Именно она и вручила призы первой группе победителей.
На протяжении всего конкурса информационную поддержку творческому соревнованию оказывали телекоммуникационная компания «Chehov.Net» и шоколадная фабрика «BARRY CALLEBAUT». Их представители также определили победителей конкурса, вручив ребятам призы – сертификаты на бесплатное подключение к Интернету, электронные книги и по одному килограмму шоколада.

В память о лопасненцах

Город Чехов носит свое нынешнее название всего лишь 58 лет. В архивах хранится прежнее имя современного центра муниципального образования – Лопасня. Жители лопасненской земли принимали участие в сражении на Куликовом поле и в Бородинской битве, именно на территории района находится Стремиловский рубеж, где были остановлены рвущиеся к Москве в 1941 г. фашистские танки. В разные годы на лопасненской земле жили известные во всем мире художники, поэты, писатели. ­Например, Усадьбу Ланских-Васильчиковых в народе так и называют – «Пушкинское гнездо». Рядом с усадьбой, в Анно-Зачатьевской церкви 25 августа состоялось богослужение. В молебне приняли участие официальные лица города и района, гости, многочисленные прихожане этого храма. Службу провел благочинный церквей Чеховского округа, настоятель храма отец Александр Сербский.
– Я хочу поблагодарить руководство района за то, что праздничные торжества, посвященные Дню города, начинаются с божественной службы, – обратился со словами приветствия отец Александр. – Спасибо вам за помощь и за поддержку, которые вы оказываете приходам и церквям нашего района.
После богослужения состоялось возло­жение цветов к памятникам Антону Павловичу Чехову, учителю Алексею Михайловичу Прокину, к мемориальному комплексу героям Великой Отечественной войны и воинам-интернационалистам.

Наполеон в качестве «изюминки»

Ближе к обеду тысячи жителей района, которые уже успели принять участие в мастер-классах художников и народных умельцев, вдоволь накататься на лошадях и на аттракционах, начали собираться на главной районной площади. ­Именно здесь впервые в истории муниципального образования состоялись выступления роты Почетного караула дивизии им. Дзержинского. ­Идеальная строевая выправка, чеканный шаг, виртуозное владение оружием – вспышки фотоаппаратов били со всех сторон.
– У каждого Дня города должна быть своя «изюминка», – рассказала начальник управления по культуре, искусству, спорту и делам молодежи администрации Чеховского района Майя Учаева. – Поскольку мы отмечаем День города накануне празднования 200-летия Бородинской битвы, то посчитали, что будет правильно организовать театрализованное представление времен вой­ны с Наполеоном, для чего специально пригласили участников военно-исторических клубов. Насколько интересным будет их выступление, мы скоро узнаем, – добавила она. И вот на площади в сопровождении солдат французской армии появляется сам Наполеон. Натиск – стремителен, движения – точны! Стоило только раздаться залпу, как площадь окутывал пороховой дым. Французы даже выкатили пушку, но воспользоваться грозным для того времени оружием не успели – в атаку пошла русская армия. Под оглушительные аплодисменты тысяч зрителей защитники Отечества погнали французов через всю площадь. После окончания представления от желающих сфотографироваться с доблестными солдатами русской армии 1812 года не было отбоя. Впрочем, как и с Наполеоном Бонапартом, который, как оказалось, прекрасно говорит по-русски.

За добросовестный труд

Традиционно во время празднования Дня города происходит награждение, вручение почетных грамот и благодарственных писем. Не стало исключением и нынешнее празднование. Специально для вручения почетных знаков губернатора Московской области на празднование Дня города Чехова приехал министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Михаил ­Федоренко. Слова приветствий прозвучали и от председателя комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной думы Вячеслава Крымова.
Ключи от квартир, сертификаты на получение земельных участков многодетным семьям, почетные грамоты и благодарственные письма за достижения в труде десятки жителей Чеховского района получили лично от руководителя муниципального образования ­Александра Слободина.
– Дорогие друзья! – обратился к землякам глава района. – Для меня большая честь награждать людей, которые своим трудом делают нашу лопасненскую землю краше. Именно благодаря вашему труду, усердию и наставническому воспитанию подрастающих поколений Чеховский район из года в год добивается заметных результатов в социально-экономическом развитии. Вы – гордость нашего района! Спасибо вам за труд! С праздником!

Соглашение о сотрудничестве

Во время празднования Дня города состоялось подписание соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между ­администрацией Чеховского муниципального района и Новгород-Северской районной государственной администрацией Черниговской области Украины. В торжественной обстановке, в присутствии специально приглашенных гостей главы двух районов поставили подписи под соглашениями. Говоря о перспективах международного сотрудничества, Александр Слободин подчеркнул, что промышленно-торговый сектор экономики Чеховского района стремительно развивается – строятся новые предприятия, растет активность малого и среднего бизнеса, увеличивается спрос на местную продукцию.
– Мы должны быть уверены, что дополнительные объемы нашей продукции будут гарантированно обеспечены потребительским спросом, – продолжил глава Чеховского района. – Новгород-Северский район, в свою очередь, заинтересован в приобретении продукции ­Чеховского района. Точно так же, как и мы готовы приобретать товары, произведенные в Новгород-Северском районе. В то же время нам необходимы современные разработки в сфере производства сельскохозяйственной продукции. И в этом отношении Чеховскому району есть что перенять у наших украинских друзей.

Под раскатистое «ура!»

Более трех тысяч жителей Чеховского района собрались вечером перед эстрадной сценой на площади Советской. Здесь поочередно выступали творческие коллективы муниципального образования, звезды шоу-бизнеса, приглашенные из Москвы. Точно в назначенное время земляков с Днем города еще раз поздравил глава района Александр Слободин, после чего небо озарили миллионы разноцветных огней – гигантские взрывы салюта, целая лавина непрекращающихся горящих фонариков и раскатистое «ура!».

Эдуард Лапин

КРЕМЕНЬ КАК КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ

Опубликовано allrf в рубрике События

Богат и славен город Омск, ибо не много в Сибири областных центров с таким научно-индустриальным потенциалом, с такими образованными и умелыми людьми. В эти дни здесь ведутся широкомасштабные работы на объектах, включенных в план мероприятий по подготовке празднования 300-летия города. Средства на эти цели выделяются из бюджетов всех уровней: федерального, регионального, муниципального, а также планируется искать внебюджетные источники. Затраты составят более 200 миллиардов рублей.

Основу промышленности города составляют сейчас предприятия машиностроения, нефтехимии и аэрокосмической отрасли. И хотя устойчиво развиваются здесь легкая и пищевая промышленность, все другие сферы экономики, без которых немыслима жизнь мегаполиса с миллионным населением, приоритет традиционно отдан тем державным отраслям, что возникли и укоренились в Омске на волне эвакуации в годы войны. За несколько тяжких, но легендарных лет он впитал в себя сотни заводов, множество НИИ, вузов, театров, музеев, вырванных всеобщей бедой из Центральной России и Украины. ­После Победы скромный город на Иртыше стал тем, чем является в наши дни.
Однако есть и другие последствия огромной промышленной концентрации: в Омске сложилась непростая экологическая обстановка. Он входит в число 20 самых экологически грязных в России, а по количеству онкозаболеваний на душу населения занимает 5­е место. Городская общественность, по­сибирски энергичная и грамотная, с этой темы, что называется, не слезает.
Понятно, что любая потенциальная угроза окружающей среде воспринимается здесь весьма эмоционально. Что же касается предполагаемого строительства кремниевого завода, то страсти и вовсе выплеснулись в митинги, газеты и ТВ, Интернет. Эта тема по своему накалу ничуть не уступает дебатам по открытию памятника Колчаку в городе.
Противостояние инициаторов проекта и его противников длится уже больше года, и конца пока не видно. В чем тут дело, ведь речь идет о небольшом, по омским масштабам, предприятии? Однако специфика его как минимум неоднозначна.
Кремниевые заводы производят поликристаллический кремний — сырье для полупроводниковой промышленности. Он используется для производства солнечных батарей, в современной микроэлектронике, промышленной и силовой электронике. Спрос на продукцию достаточно высок, но в России пока работают только два подобных завода. 70% мирового производства построено на использовании технологии компании Сименс, разработанной, как говорят специалисты, в 30­х годах прошлого века. Экологи утверждают, что эта технология опасна: все хлорпроизводные кремния вызывают местную коррозию, приводящую к быстрому разрушению оборудования. А в случае аварии промежуточный продукт трихлорсилан, получаемый в больших объемах, может образовывать крайне токсичные облака. Согласитесь, омичам есть о чем задуматься…
Начало конфликта вполне традиционно: вакуум необходимой информации и нарастающая тревога неравнодушных горожан. Официальный застройщик – НПО «Силарус», входящее в группу компаний «Титан», – отделался ­минимальным сообщением о проекте, как будто речь идет о хлебопекарне.
Реакция общественности была быстрой и острой: вслед за листовками в подъездах и бурным негодованием в Интернете активисты антикремниевого движения направляют тогдашнему президенту России Д. Медведеву петицию с 21 000 подписей, а вскоре, в сентябре прошлого года, инициативная группа граждан Омска заявляет на пресс­конференции о необходимости общегородского референдума. Один за другим проходят не слишком многочисленные, но с боевым настроем митинги, кипит блогосфера, не дремлют оппозиционные политики: в рядах протестующих всякий раз присутствуют представители КПРФ, «Яблока», ЛДПР.
А что же власти предер­жащие? Упустив, как водится, управление сложной ситуацией, администрация бывшего губернатора Л. Полежаева ушла в оборону под девизом «Кремниевый завод безопасен!». Но попытки доказать эту точку зрения наталкиваются на стойкое недоверие рассерженных экологов и иже с ними. Да и откуда доверию взяться, если, к примеру, мэрия Омска заявляла о том, что землеотвода под строительство пресловутого предприятия не было, и вдруг всплывает документ, тотчас широко продемонстрированный общественности, из которого ясно, что НПО «Силарус» получило­таки искомый участок в аренду на 25 лет. Справедливости ради надо сказать, что и со стороны антикремниевых активистов хватает излишней запальчивости, не всегда готовы они спокойно и разумно рассмотреть аргументы своих оппонентов. Но такова уж логика борьбы в ее отечественном варианте.
Что впереди? Из «Силаруса» доносятся вести, что и проекта пока нет, и генподрядчик не утвержден…С чего нервничать­то? А действующий губернатор области В. Назаров высказал недавно вроде бы дальновидное и миротворческое мнение: завод строить надо, но не в Омске, а в одном из районных городов. Однако такое решение приведет к резкому удорожанию проекта, ведь одно дело затевать новостройку в индустриальном центре, другое – в чистом поле… Согласятся ли с таким вариантом инвесторы?
В общем, пока, похоже, возникла тактическая передышка. Чем она закончится – зависит от новых фактов. Но ясно одно: сейчас и впредь действия сильных мира сего, затрагивающие интересы рядовых сограждан, должны быть хорошо продуманы с точки зрения социальной справедливости и демократических процедур. Иначе не получится. В славном городе Омске, во всяком случае…

Николай Тюрин

ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ

ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА


ПРИГЛАШАЕМ!
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АКЦИЯ-ПОЕЗДКА "ДОРОГИ ПАМЯТИ - ДОРОГИ МИРА" цикла "ЕВРОПЕЙСКИЕ МАРШРУТЫ ПАМЯТИ"
28 октября – 6 ноября 2017 г.
(10 дней / 9 ночей)
Поездка в преддверии 72-й годовщины начала Нюрнбергского процесса над нацизмом и его сателлитами
Маршрут: Москва – Берлин (Заксенхаузен) – Потсдам – Дрезден – Нюрнберг – Мюнхен (Дахау) – Веймар (Бухенвальд) – Лейпциг – Берлин – Москва.
Подробности на www.mrzh.ru. Дороги памяти - дороги мира

НВ-ПАРТНЕР


Rambler's Top100